Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Литовский сценарий

«Паксасгейт» как испытание демократии?
12 февраля, 2004 - 00:00


До конца недели комиссия Сейма Литвы должна представить выводы о виновности или невиновности президента Роландаса Паксаса в связи с продолжающимся с октября скандалом. Как известно, прошлой осенью Департамент госбезопасности Литвы обнародовал материалы, давшие повод подозревать нескольких советников Паксаса и его самого в связях с международной преступностью. В январе комиссия Сейма приняла решение по одному из обвинений в адрес президента — его признали виновным в несогласовании частных интересов с государственными. Речь идет о предоставлении литовского гражданства спонсору предвыборной кампании Паксаса бизнесмену Юрию Борисову (некогда Борисов уже отказался от него, и для удобства ведения бизнеса получил российское). Скандально известного предпринимателя обвиняют в оказании давления и угрозах президенту, а также в нелегальной торговле деталями вертолетов с Суданом. Голосование по отстранению главы государства от должности может состояться в апреле. Чем закончится «Паксасгейт», сегодня трудно судить как посторонним наблюдателям, так и значительной части участников скандала.

На постсоветском пространстве имели место разнообразные сценарии смены власти — преемственность по-российски, наследие по-азербайджански, революция по-грузински… А что такое попытка импичмента по-литовски? В этом «День» попытался разобраться с помощью экспертов и политиков Литвы.

КОРРЕЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ

Одна из самых популярных версий происходящего в Литве — влияние внешних сил. В частности, в этой связи в прессе упоминалось существование «заговора спецслужб России». Проходила информация, что некоторые советники президента были назначены едва ли не по указке фирмы «Almax», за которой якобы стоят российские спецслужбы. Также в этом контексте упоминался некий план дискредитации оппонентов Паксаса как «ставленников России» и, наоборот, создания имиджа «врага Москвы» для президента.

Влияние «российского фактора» на карьеру Роландаса Паксаса прослеживается не впервые. В 1999 году он подал в отставку с поста премьер-министра в связи с продажей стратегически важного Мажейкяйского нефтекомплекса американской компании «Вильямс». Сам Паксас в этом деле занимал позицию, содействовавшую российскому «ЛУКойлу». Правда, контрольный пакет «Мажейкю нафта» затем все-таки купила российская компания — «ЮКОС».

Советник президента Литвы по внутренней политике Эдмундас ГАНУСАУСКАС рассказал корреспонденту «Дня», что «давние оппоненты Паксаса — консерваторы — заговорили об импичменте сразу же после его неожиданной победы на президентских выборах в начале прошлого года». «У консерваторов с президентом давние счеты — в бытность премьер-министром он отказался подписывать договор о продаже Мажейкяйского нефтекомплекса», — говорит господин Ганусаускас. Он обращает внимание на то, что сценарий скандала вокруг президента был явно хорошо подготовлен, в частности, «заранее была посвящена в суть дела часть прессы». Сегодня, утверждает советник президента, три телеканала работают против главы государства, массовая кампания его дискредитации развернута и в тиражных печатных изданиях.

По мнению директора Института международных отношений и политических наук профессора Раймундаса ЛОПАТЫ , сегодня в Литве столкнулись интересы США, НАТО с одной стороны и России — с другой. «Эта корреляция, — полагает профессор, — видна в регионе Балтийского моря, в Центральной Европе, в Закавказье и в Украине также. С помощью США Литва в политическом смысле уже стала частью западного мира, но в экономике происходят несколько другие процессы. Этим процессам есть объективные причины — энергоисточники и тому подобное. Но проблема в том, что и в так называемую эру глобализации многое зависит от того, с какой стороны идут инвестиции. Во всем регионе увеличивается доля российских инвестиций, особенно в энергетическом секторе, и вместе с тем существует тенденция уменьшения американского потенциала. При этом российские инвестиции начали почти открыто играть в политические игры».

Находящиеся по разные стороны баррикад государственные деятели Литвы одинаково осторожны в своих высказываниях о возможном внешнем влиянии на «Паксасгейт». Советник президента Эдмундас Ганусаускас сказал корреспонденту «Дня», что эта тема широко обсуждалась в Литве, однако ему было бы трудно утверждать что-либо, поскольку он не располагает надлежащей информацией. А заместитель главы специальной следственной комиссии Сейма Юлюс САБАТАУСКАС был еще более категоричен. «Журналисты могут описывать много таких историй, но влияние структур других стран еще нужно доказать. На этот счет я ничего не могу сказать, потому что не имею права разглашать ход работы нашей комиссии», — заявил он.

Вместе с тем, Раймундас Лопата утверждает, что «внешний фактор оказывает очень большое влияние» на ситуацию в Литве. По его мнению, уязвимость определенных литовских институтов перед внешним влиянием объясняется сделанными в прошлом ошибками. Среди них, по мнению профессора, недостаточная скорость реформ, потеря для страны более 200 тысяч граждан, выехавших за границу. Кроме того, полагает Раймундас Лопата, «15 лет — слишком малый период для изменения ментальности людей. Литовские правительства не сумели четко уяснить для себя региональную политику и эффективно проводить ее. С первого взгляда заметны различия между Вильнюсом и провинцией». Избежать подобных ошибок можно было бы, если бы «политики думали о государстве, а не заигрывались в партийные игры», — убежден профессор.

Что же касается опрометчивых шагов президента Паксаса, многие аналитики склонны отнести к ним попытки усиления своих полномочий. Достичь монолитности исполнительной и законодательной власти Литвы предполагалось благодаря победе Либерально-демократической партии президента на выборах в Сейм осенью нынешнего года. Противники президента говорят даже о попытках с его стороны создать некое подобие «управляемой демократии». В этом же контексте упоминаются и якобы имевшие место планы дискредитации команды премьер-министра Альгирдаса Бразаускаса. «Такие планы существовали, — говорит Раймундас Лопата. — Не ясно, был ли с ними ознакомлен президент, но ясно, что он сделал несколько ошибок. Наша политическая система может быть описана как «полупрезидентская». Баланс между парламентом, правительством и президентом очень чувствителен. Некоторые шаги президента заставляют утверждать, что он хотел увеличить свое влияние на политическую жизнь страны. Одним из элементов этого плана было увеличение роли партии, с которой он победил на президентских выборах».

ПРЕИМУЩЕСТВА ИМПИЧМЕНТА

Среди возможных сценариев развития событий в Литве сегодня называют и новую победу Паксаса на президентских выборах после импичмента. «По действующему законодательству, если импичмент состоится, президент может баллотироваться снова, — объясняет профессор Лопата. — Но пока трудно сказать, какие стратегии выстраивают политические силы. И хотя один пункт для импичмента уже точно стоит на повестке дня, вопрос открыт и есть много вариантов того, как может проходить голосование».

В этой связи интересны результаты опроса общественного мнения, проведенного в конце января литовско-британской компанией «Baltijos tyrimai». Рейтинг администрации президента Литвы за месяц вырос на шесть пунктов и составил 24%. Ровно на столько же уменьшился рейтинг Сейма (18% против 24% в декабре). Согласно тому же опросу, если бы президентские выборы состоялись сегодня, на них мог бы победить бывший президент Литвы Валдас Адамкус — за него готовы голосовать 23,6% опрошенных. За Роландаса Паксаса — 19,7% (что на 5,4% больше, чем в декабре). На третьем месте — премьер Альгирдас Бразаускас (8,7%). А согласно результатам опроса, проведенного центром изучения общественного мнения и рынка «Vilmorus», самым популярным политиком в Литве является Альгирдас Бразаускас, а на втором месте опять-таки оказался Роландас Паксас. Литовская пресса обращает внимание на то, что кроме поездок по стране и встреч с избирателями, президент начал активно встречаться с влиятельными литовскими политиками. Очевидно, что Паксас и его команда не намерены сдаваться.

«Я уверен, что эта процедура закончится в пользу президента, хотя с большим ущербом для страны, для всех в Литве. Теперь, когда все козыри противников Паксаса на исходе, они явно пытаются внушить народу мысль, что тайная задача президента — вернуть Литву в объятия России. Но чем усерднее эта идея пропагандируется, тем меньше люди в это верят, и рейтинги президента снова растут», — говорит Эдмундас Ганусаускас.

Угроза импичмента нависла над президентом Литвы в то время, как его страна одной ногой стоит в НАТО и Европейском Союзе. 1 мая Литва официально станет членом ЕС, и как противники, так и сторонники Паксаса считают, что к этому времени скандал должен так или иначе завершиться. Эдмундас Ганусаускас убежден, что «сам кризис не прибавляет государству международного авторитета». «Однако очень тревожных знаков, на мой взгляд, нет, разве что оппоненты президента очень хотят их видеть, но это другое дело», — говорит советник. «Процедура импичмента — признак демократии. Правда, импичмент еще не начался, мы только ведем расследование. Но я не думаю, что страна, в которой проводится такая процедура, уязвима. Если она выдержит это испытание — значит, демократия существует», — убежден Юлюс Сабатаускас.

Солидарен с таким мнением и профессор Раймундас Лопата. «Если все окончится демократическим путем, с соблюдением записанных в законах процедур, это станет испытанием серьезности демократии в Литве. Много говорят о негативных последствиях этого процесса, но я вспоминаю, что писалось во время и после процесса импичмента американского президента Никсона. Тогда ведь тоже кричали о развале американской демократии. Но после окончания процесса все заговорили о ее силе. Думаю, это может повториться и в нашем случае», — говорит Раймундас Лопата.

Очевидно, что успех страны на поле евроатлантической интеграции не может уберечь ее от кризисов, подобных «Паксасгейту». Но только при условии нормального функционирования государственных институтов, существования гражданского общества и воплощения в жизнь пресловутых «европейских стандартов» к такому кризису можно подходить относительно спокойно. В странах же, не достигших таких успехов, как Литва, подобная ситуация вряд ли станет испытанием демократии. Просто нечего испытывать.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ