На следующей неделе Правящий совет Ирака должен огласить свои рекомендации по избранию органа, на который будет возложена обязанность составления новой конституции страны. От этого в какой-то степени зависит будущее страны. По мнению ливанского политолога Пола САЛЕМА, Ирак должен последовать примеру Ливана, чтобы избежать возможных разногласий.
Восстановление страны, разрушенной войной, расколотой международными разногласиями и измученной иностранной интервенцией, к тому же находящейся в таком нестабильном регионе, как Ближний Восток, является одной из самых сложно осуществимых задач, какие только можно себе представить. Добавьте к этому желание построить демократию с нуля в регионе, где наиболее характерной формой правления является авторитаризм, и эта задача превращается в практически невозможную. Но нечто подобное уже было сделано однажды в Ливане после долгой гражданской войны 1975 — 1990 годов. Так что, наверное, из опыта Ливана можно извлечь определенные уроки, которые могли бы пригодиться в Ираке.
Как и Ливан, Ирак представляет собой древнее государство, существующее в пределах границ, очерченных в XX веке. И хотя в обоих заметно проявляется сильное чувство современного национализма, древние этнические и религиозные общины играют решающую роль в формировании политических воззрений и общественной жизни. И в одной и в другой стране наряду с более традиционными элитами существует достаточно хорошо образованный средний класс и интеллигенция. В истории как одной, так и другой страны периоды мирной политики, основанной на сотрудничестве и добрососедских отношениях, чередовались с периодами насилия и кровопролития.
Однако один урок из современной истории Ливана выделяется по значимости на фоне остальных: в политически разделенном обществе, как в Ливане или Ираке, коалиционная демократия предпочтительнее мажоритарной демократии, действующей по принципу «победитель получает все». В Ливане удается избежать опасности того, что какая-то одна община или политическая группа монополизирует власть над другими, потому что конституция страны устанавливает постоянные правила разделения власти между всеми крупными общинами и политическими силами страны. Эти правила распространяются как на законодательную, так и на исполнительную ветви власти.
В послевоенном парламенте Ливана все места распределены между представителями различных религиозных общин таким образом, что никто не чувствует себя обделенным и не боится потерять политическое представительство в случае потери численного превосходства. Что касается исполнительной власти, состав совета министров сбалансирован между мусульманами и христианами для того, чтобы поощрить или, скорее, даже принудить членов совета к сотрудничеству и избежать риска доминирования одной группы и боязни притеснений со стороны другой.
Более того, три главные должности в правительстве страны — президента республики, премьер- министра и спикера парламента — также уравновешены, с точки зрения полномочий и власти, и разделены между тремя крупнейшими общинами. Сосуществование и сотрудничество между различными общинами закреплены в качестве основного принципа в конституции Ливана. Поддержка политического курса или закона, способного привести к усилению напряженности в обществе, противоречит конституции страны.
В Ираке уже были предприняты некоторые шаги в этом направлении. Правящий совет и временное правительство, подобно ливанским, являются коалиционными органами, состоящими из представителей трех основных общин Ирака — шиитов, суннитов и курдов. Однако в Ираке до сих пор нет ни парламента, ни конституции. Что касается парламента, здесь нет необходимости строго распределять места между представителями различных религиозных общин, как это делается в Ливане. Однако в избирательном законе Ирака должны быть учтены два основных фактора:
Во-первых, избирательные округа должны быть распределены таким образом, чтобы все крупные общины Ирака были достаточным образом представлены в парламенте и никто не чувствовал себя отстраненным. Во-вторых, от каждого избирательного округа должно выбираться несколько депутатов, и в каждом из них избиратели должны принадлежать, по мере возможности, к разным общинам — для того, чтобы способствовать проведению общей политики, а также избранию умеренных политиков, способных выступать от имени всех общин и знающих, как уладить конфликты между ними.
Но до того как будут проведены выборы, возможно, потребуется сделать то, что было сделано в Ливане сразу после окончания войны, — назначить членов временного иракского парламента. Этот орган можно назвать временным консультативным парламентом, или «Советом Шуры», но в него должны войти сотни лиц со всей страны, отобранных Правящим советом и временным правительством на основе консультаций, проведенных по всей стране.
Такой большой Совет Шуры придаст более репрезентативный характер временной администрации и приблизит ее к народу, а также послужит основой для создания иракской парламентской политики и местной политической жизни в преддверии выборов, которые должны состояться как можно скорее. Что касается создания новой конституции, здесь центральным должен стать ливанский принцип правления посредством разделения власти. Помимо баланса представительства в парламенте и правительстве, необходим и баланс между самыми высокими должностями в государстве.
Как и в Ливане, в Ираке, возможно, потребуется уравновесить посты президента республики, премьер-министра и спикера парламента и договориться о том, что каждый из них будет занимать лидер одной из крупных общин. Такой подход усилит необходимость сотрудничества между общинами и сократит до минимума опасность возвращения к какой-либо форме доминирования одной группы над другой, или диктатуры.
Как человек, переживший самые тяжелые времена в Ливане, когда страна была олицетворением хаоса, насилия и политической безнадежности, и ставший свидетелем его быстрого восстановления в качестве функциональной политической системы, основанной на активном участии народа в политической жизни, и его поразительного возвращения к нормальному состоянию, я знаю, что Ирак может быть восстановлен политически. Как и ливанцы, иракцы выстрадали достаточно. Предоставив постоянное право голоса при принятии политических решений всем подозрительно относящимся друг к другу общинам в стране, иракцы смогут наконец-то отойти от края пропасти и построить себе страну, достойную истории и таланта ее народа.
Пол САЛЕМ, политический аналитик и директор Фонда Фареса в Ливане.