26 сентября во время речи перед студентами университета Сорбонна президент Франции Эммануель Макрон представил план масштабной реформы Европейского Союза. В первую очередь он отметил, что сейчас идея Европы «более хрупка, чем когда-либо», сообщает France 24. По его словам, ЕС «слишком неэффективен и слишком медлителен», однако «только Европа может помочь нам существовать в этом переменчивом мире».
Во-первых, Макрон отметил, что из-за «прогрессирующей разъединенности в США» и террористической угрозы безопасность является приоритетом для Европы. Он предложил создать «общие силы реагирования, общий оборонный бюджет и общую доктрину действий». Кроме того, он призвал внедрить обмен солдатами со всей Европы, пообещав принимать в французскую армию «солдат со всей Европы».
Во-вторых, глава государства вспомнил о кризисе беженцев в ЕС и предложил создать «европейское бюро по предоставлению убежища», усилить границы стран и оказывать помощь государствам, откуда едут мигранты, чтобы стабилизировать их экономику.
В-третьих, он призвал внедрить единый по всему ЕС налог на финансовые транзакции, создать единый парламент для стран Еврозоны и создать должность министра финансов Еврозоны.
В-четвертых, Макрон затронул вопрос изменений климата, который, по его словам, находится «в несколько подвешенном состоянии» в ЕС. Президент выразил инициативу создать общую службу защиты населения от последствий природных катастроф и внедрить одинаковый налог на выбросы углерода.
Кроме того, французский президент обратил внимание на важность отношений между Парижем и Берлином. «Я предлагаю Германии новое партнерство. Мы не найдем согласия относительно всего, не сразу, но мы обсудим все», — отметил французский лидер. При этом он очертил амбициозную цель: до конца 2024 года интегрировать рынки стран, внедрив одинаковые правила и для французских, и для немецких компаний. Макрон подтвердил, что его выступление не случайно проходит через два дня после выборов в Германии и перед переговорами по созданию коалиции в бундестаге. По его словам, так его предложение будет иметь больше влияния.
Как пишет Reuters, речь Макрона вызвала достаточно «смешанную» реакцию в Берлине. Министр иностранных дел Германии и член Социал-демократической партии Германии Зигмар Габриэль отметил, что Макрон «может рассчитывать» на его партию. Политик из партии Зеленых Джем Оздемир также выразил поддержку реформам Макрона. Представитель свободной демократической партии Александр Ламбсдорфф сказал, что приветствует речь Макрона, но не все его предложения одобряет партия. Как пишет DW, партия канцлера Германии Ангелы Меркель Христианско-демократический союз в целом согласна на реформирование ЕС, но также принимает не все предложения Макрона.
Переговоры о коалиции в бундестаге начнутся в середине октября и могут длиться несколько месяцев.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать важность реформирования ЕС и, в частности, озвученную президентом Франции инициативу.
«ЭТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛОСТНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ»
Александр СУШКО, научный директор Института Евроатлантичного сотрудничества:
— Макрон понимает, что для того, чтобы иметь успешное президентство, шансы на продолжение своей политической карьеры, он должен дать ответы на ту обеспокоенность, которую вызывают рост популистских, право-радикальных настроений, евроскепсис. Если он не сможет дать такой ответ, то на следующих выборах будут опять те угрозы, которые были на нынешних французских президентских выборах. Он это хорошо понимает. И, в частности, его команда активно думает над тем, каким образом, с одной стороны, предложить модель, которая бы давала движение вперед Европейскому Союзу, как проекту, потому что, если стоять на месте, такой проект невозможен. А с другой стороны, показать гражданам то, что политики заботятся о преодолении разрыва между простыми гражданами и элитой, с которой ассоциируется проект ЕС. Речь президента Франции как раз является попыткой дать ответ на два этих вопроса: как сделать ЕС более демократическим, более близким к людям, и с другой стороны — как обеспечить движение вперед, последующую интеграцию. В этом есть логика. Насколько он получит поддержку со стороны других лидеров, стран — членов ЕС, вопрос открытый. В данном случае он, в первую очередь, общался с французским обществом. Но, как известно, его консультации из Ангелой Меркель также являются достаточно интенсивными, и в настоящий момент в связи с завершением избирательного цикла в Германии как раз время возобновить активную работу франко-немецкого тандема двух лидеров, которые подтвердили свой мандат на выборах. Поэтому в этом есть логика вчерашней речи.
На сегодняшний день мы имеем лишь одну речь, которая очертила некоторые идеи. Это не является целостной концепцией реформирования. Это лишь несколько идей, которые должны в дальнейшем проговорить как лидеры государств, так и эксперты.
Для меня, например, некоторые из этих идей кажутся достаточно экзотичными. Например, неизвестно, зачем иметь еще один парламент Еврозоны в придачу в уже существующему европейскому парламенту. Другие идеи не являются новыми, например идея общей фискальной политики или внедрения министра финансов Еврозоны. Эти идеи уже звучали.
Макрон понимает, что если он не будет задавать определенный тон и по крайней мере предлагать определенные идеи, он очень быстро потеряет динамику и опять общественные настроения будут качаться в сторону недоверия к его проевропейской политике и риторике. Поэтому он, понимая, что в целом его проект является еще недостаточно целостным и сыроватым, тем не менее рискнул сделать его публичным и начать открытую дискуссию по этому вопросу.
«ВО ФРАНЦИИ ПОЯВИЛОСЬ ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАЛИРОВАТЬ РЕФОРМУ ЕС»
Екатерина ЗАРЕМБО, заместитель директора Института мировой политики:
— Эта реформа уже определенное время обсуждалась в ЕС относительно того, что если удастся достичь какой-то более четкой фискальной корреляции, тогда экономическую ситуацию в ЕС можно будет уровнять, контролировать, а более богатые страны не будут платить за тех, кто будет иметь какие-то экономические проблемы. То есть это одно из решений, которое определенное время предлагалось.
После Брекзита во Франции, которая традиционно была локомотивом более глубокой европейской интеграции, появилось окно возможностей педалировать реформу ЕС.
Вопрос Германии, конечно, ключевой. Ведь речь не просто так прозвучала именно в настоящий момент. Это связано с коалиционными переговорами после выборов в Германии. Макрон хотел бы на них повлиять, чтобы эти вопросы были учтены. В действительности для него расклад в Германии не очень благоприятен, потому что коалиция «Ямайка», переговоры относительно которой будут продолжаться, как раз не является благоприятной для фискального, бюджетного единства. В нее, очевидно, войдет партия Свободных демократов Германии. Во-первых, она как раз настроена против предложений Макрона, а во-вторых, претендует на министерство финансов. То есть если будет та коалиция, о которой мы говорим, о таком предложении можно забыть. Будут более символические шаги, но не на таком уровне, как предлагает в настоящий момент Макрон.