Вряд ли успех румынского ультранационалиста Корнелиу Вадима Тудора на президентских выборах в этой стране — а Тудор вышел во второй тур вместе с бывшим президентом Румынии Ионом Илиеску — может заинтересовать нас так, как знаменитая победа партии Владимира Жириновского на выборах в Государственную Думу России. Однако, если задуматься, чем события у восточных соседей отличаются от событий у западных? Российская телевизионная аудитория перед теми выборами не пропускала ни одного выступления Владимира Вольфовича. Он заменил ей и Якубовича, и Ярмольника, и «Взгляд». Россияне голосовали за телезвезду, которая обещала помыть обувь в Индийском океане. Приз в студию!
Румыны тоже отдали свои голоса телезвезде, которая обещала руководить страной с пистолетом в кармане и обнародовать список тех, кого стоит ликвидировать в первую очередь. Европейская пресса сравнивает Тудора с Хайдером или Ле Пеном. Зря! Хайдер или Ле Пен выглядят обычными западными политиками — они только произносят незападные мысли. А Жириновский или Тудор? Разве они политики? Они — эксцентрики.
В разочарованиях и нищете постсоциалистических стран огромная часть избирателей воспринимает жизнь как часть телевизионного мира. Таких избирателей не интересует реальность, реформы, подходы к будущему своих государств... Они как будто играют в «Любовь с первого взгляда» — этот такой смешной и обещал пригласить в ресторан... пусть и будет президентом.
Я не знаю, какой электорат более опасен для общества — традиционные сторонники коммунистов, количество которых все больше уменьшается просто тому, что отходят люди, которые жили во времена государства Ленина-Сталина и остались верными идеям своей молодости, или новые инфантильные телезрители, не способные осознать реалии собственной жизни. За посткоммуниста Иона Илиеску в Румынии голосовало немало пожилых людей — и это нормально. За экзальтированного шовиниста и антисемита Тудора — немало молодых. И это страшно.