« У краина будет продолжать военно-техническое сотрудничество с Македониею, учитывая политические договоренности Украины с НАТО», — так передали информагентства Интерфакс-Украина и УНИАН слова Президента Украины Леонида Кучмы во время его встречи с македонским коллегой Борисом Трайковски в воскресенье в Крыму. Украина, как сообщалось, пытается наладить диалог для поиска оптимального решения, исходя из понимания необходимости стабилизации в Македонии и учитывая общемировые принципы международной безопасности. Такая, очень обтекаемая, формулировка вместо четкого ответа может оставлять только вопросы. Тем более, что мировое сообщество, как, собственно, и Македонию в отношениях между Киевом и Скопье интересует в первую очередь — будут ли выполнены украинско- македонские контракты на поставки оружия; каким образом и как при этом будут урегулированы спорные моменты с НАТО. С НАТО, как было сказано журналистам, будут консультироваться по «некоторым проблемам». Между тем НАТО, исходя из публичных заявлений представителей Альянса, далеко не в восторге от того, что поставки оружия в Македонию, во всяком случае, до принятия парламентом страны радикальных конституционных изменений, могут иметь место.
Проблема украинско-македонского военно-технического сотрудничества возникла не на пустом месте. Уже ко времени подписания соответствующего соглашения два года назад было понятно, что нестабильность в регионе самим только Косово не ограничится, что некоторые из этнических албанских движений, почувствовав, что симпатии мирового сообщества на их стороне, рано или поздно распространят состояние перманентной войны «за право на самоопределение» или «за большие гражданские права» на Сербию и Македонию. Так и произошло, причем Македония была с технической точки зрения к этому не готовой — поэтому поставки из Украины вертолетов Ми-24 и истребителей МиГ-25 были как манна небесная.
В то же время, как неофициально «Дню» говорили дипломаты и эксперты из различных стран, возникло сразу две проблемы. Во-первых, Запад оказался не в состоянии проконтролировать поставки оружия албанским группировкам в Косово и Македонии и поэтому крайне негативно отреагировал на украинскую активность. Во-вторых, Украина не смогла или не пожелала предварительно просчитать все возможные последствия, в принципе, вполне легальной акции, учесть возможный шквал сообщений западной прессы на эту тему и продумать возможные пути. Во всяком случае, первые поставки были сделаны довольно неаккуратно с точки зрения дипломатии, что имело одним из последствий то, что Греция, будучи не в восторге от состояния дел на Балканах, тем не менее задерживала поставленные Украиной морем танки для Македонии. Проблема была решена не без трудностей.
Теперь добиться четкого ответа — как именно будут выполняться уже подписанные «македонские» контракты, чем угрожает Украине задержка с поставками из-за требований НАТО, о каком именно оружии речь идет, — невозможно ни в Киеве, ни в Скопье. Правда, в македонской столице надеются, что, во всяком случае, свои обязательства Украина выполнит, и говорят, что относятся к ее проблемам с пониманием.
В принципе, то же самое следует и из крымских заявлений президента Трайковски: он уверял, что две страны до сих пор имели хорошие отношения, и выразил надежду, что и в дальнейшем будет так же, благодарил Украину за помощь в последние тяжелые для Македонии 7—8 месяцев; говорил, что Украина тем самым внесла значительный вклад в борьбу с организованным терроризмом, что военно-техническое сотрудничество — это на самом деле небольшая часть всего спектра вопросов, которые обсуждали два президента.
Кучма, в свою очередь, сказал о готовности направить украинских наблюдателей в Македонию в составе наблюдателей ЕС и ОБСЕ, а также о готовности поддержать Македонию в международных организациях, в частности, в ООН.
Речь шла и о необходимости скорейшей имплементации соглашения о свободной торговле между двумя странами.
И именно здесь — труднее всего. Украина уже должна бы сделать выводы из того, как отсутствие целенаправленной политики уже обернулось потерей потенциально больших возможностей в Хорватии и Югославии, ключевых государствах региона. Нельзя исключать, что македонский пример может стать очередным.
Тем более, что, хотя вряд ли в ближайшее время здесь будет совсем спокойно, после визита в Скопье генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Соланы лидеры всех крупнейших сил в Македонии — и самых влиятельных ВМРО, и Социал-демократического альянса, и партий этнических албанцев — уже говорят о том, что компромиссы найдены, и план конституционных изменений по предоставлению больших прав албанскому населению будет на этой неделе ратифицирован парламентом страны. Соответственно, создается новая ситуация, которую следует не прозевать.