Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маки подо льдом

«За» и «против» революции в Кыргызстане
25 февраля, 2005 - 20:58
СТОРОННИКИ ОППОЗИЦИОННЫХ КАНДИДАТОВ, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В РЕГИСТРАЦИИ, В ЗНАК ПРОТЕСТА УЖЕ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ БЛОКИРУЮТ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ АВТОТРАССЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Завтра в Кыргызстане парламентские выборы. Это голосование считают репетицией выборов президента, которые также пройдут в этом году. Пока Аскар Акаев оспаривает у Александра Лукашенко пальму первенства по частоте высказываний против «экспорта революций» на пространстве СНГ, журналисты и политологи ломают голову над тем, возможны ли в Кыргызстане массовые народные возмущения, или же ничего похожего на грузинские и украинские события в этой среднеазиатской стране не произойдет. Те, кто все-таки ожидает восстания, уже окрестили его «революцией маков». О политике можно спорить, но в природе Кыргызстана время этих цветов пока не настало. В Центральной Азии еще зима. Избирать президента Кыргызстану также предстоит не в теплую погоду — в конце октября. Оппозиционеры утверждают, что такой порядок был установлен специально, чтобы гражданам неповадно было митинговать на холодных «майданах».

НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПАРЛАМЕНТА

Парламент, который появится после завтрашних выборов, будет существенно отличаться от предыдущего. В 2003 году в конституцию страны были внесены изменения: ликвидирована палата региональных представителей, смешанная система выборов заменена исключительно мажоритарной, сокращено количество парламентариев. По мнению ряда политологов, последнее изменение привело к укрупнению избирательных округов, что в горной республике играет на руку кандидатам, опирающимся на админресурс. Сокращение численности парламента бьет по интересам политического меньшинства, а ликвидация палаты была призвана препятствовать противостоянию регионов Кыргызстана. Ряд экспертов проводят параллели между украинским регионализмом по линии Восток — Запад и политической конкуренцией между Севером и Югом Кыргызстана. По словам же политолога Турата АКИМОВА , «региональное деление Юг — Север существует лишь под политическим одеялом и является инструментом внутренней кадровой игры». «Серьезных сепаратистских идей в головах жителей очень маленькой страны нет. Есть спекуляции, но они носят временно-периодический характер», — сказал Турат Акимов корреспонденту «Дня».

Кроме структурных изменений в парламенте, новая редакция конституции принесла законодательному собранию новые существенные полномочия. Так, парламент получил право назначать министров. Поэтому очевидно, что формирование парламентско-правительственной структуры прояснит схему будущих президентских выборов.

«ЧИСТЫЕ РУКИ»

Оживленная дискуссия накануне голосования развернулась вокруг маркировки пальцев избирателей. Ее необходимость отстаивала оппозиция, утверждая, что таким образом можно будет противостоять «каруселям». Противники же нововведения из числа правоведов утверждали, что мазать чернилами пальцы граждан — оскорбительно и абсурдно. В конце концов, решение о маркировке все же было проведено через парламент.

Однако это не слишком укрепило положение оппозиционеров. Ведущим политикам из их лагеря было просто отказано в регистрации. Для кандидатов в депутаты был установлен не только пятилетний ценз оседлости, но и требование, чтобы как минимум половину каждого года этого срока человек постоянно находился в Кыргызстане. Основываясь на этом положении, Центризбирком стал отказывать в регистрации известным оппозиционным политикам. В частности, лидеру движения «Ата-Журт» («Отечество») Розе Отунбаевой. Бывшая министр иностранных дел, опытный дипломат Отунбаева, кстати, в недавнем прошлом работала заместителем спецпредставителя Генерального секретаря ООН по урегулированию грузино-абхазского конфликта, так что определенные силы в Кыргызстане усматривают в ней явного «экспортера грузинских революционных роз».

Не возникло проблем с регистрацией у баллотирующихся в парламент сына и дочери президента Акаева. Глава государства лично сообщил в телеэфире, что Бермет Акаева вернулась на родину пять лет назад и проходит ценз оседлости. Дочь президента училась в Москве и Лозанне, работала в системе ООН в Швейцарии. Сегодня некоторые считают ее возможным кандидатом на пост спикера. Сын Акаева Айдар был недавно избран президентом Национального олимпийского комитета. Кстати, Бермет Акаева баллотируется по тому же округу, по которому должна была идти в парламент Роза Отунбаева.

«ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА» ДЛЯ АКАЕВА

Карьера детей президента неизбежно заставляет задуматься о возможной преемственности власти в Кыргызстане. Сам Аскар Акаев, руководящий страной с 1990 года, неоднократно заявлял, что не будет баллотироваться на новый срок. Не так давно ходили слухи, что в президенты пойдет его супруга, профессор Майрам Акаева, но сейчас подобные предположения утихли. Тем временем в стране идет сбор подписей за проведение референдума по вопросу о продлении полномочий действующего главы республики еще на пять лет.

По словам Турата Акимова, киргизский майдан не сомневается в том, что Москва обязательно поддержит преемника Аскара Акаева, и в этой связи оппозиционеры готовятся к адекватным действиям. Своим цветом они избрали самый близкий к оранжевому — желтый. Вместе с тем эксперты, скептически оценивающие возможность революции в Кыргызстане, указывают на то, что страна находится слишком далеко от Европы, в окружении государств, для которых характерны патриархально-традиционные формы социального взаимодействия. А Вашингтон, имеющий стратегические интересы и военные базы в Центральной Азии, в первую очередь заинтересован в стабильности этого региона, ради чего готов закрыть глаза на «недостатки местной демократии». «Нельзя забывать, что США и Запад имеют в Центральной Азии долгосрочные интересы. Это геополитические возможности, которые появились у них 15 лет назад, а киргизские выборы-2005 — лишь один из форпостов на этом пути», — говорит Турат Акимов.

ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР

По мнению эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, любое обострение ситуации в Центральной Азии сможет стимулировать новый виток политизации ислама. По мнению же Турата Акимова, «исламский фактор» и «экспорт нестабильности» из Афганистана — дело долгих лет и процесс более затяжной, чем экономический материализм сегодняшнего дня. «В политико-экономических воззрениях населения исламу и его радикальным формам пока трудно утвердиться. Для воспитания богобоязненного населения нужна смена двух-трех поколений. А постсоветские люди достаточно равнодушны к религии», — сказал эксперт.

МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЗАПАДОМ

Недавно — незадолго до выборов в своей стране и вскоре после победы Виктора Ющенко в Украине — Аскар Акаев побывал в Москве. Его визит был расценен как срочная «контрреволюционная» консультация с Путиным. (Кстати, примерно в то же время президента России посетил и президент Казахстана Назарбаев.) Россия, естественно, старается всячески укрепить свои позиции в Кыргызстане, где после начала антитеррористической операции в Афганистане появилась американская военная база «Манас». В частности, принято решение о расширении российской военной базы в Канте. За последний год в счет погашения долга в собственность России перешли предприятия киргизского ВПК. По данным газеты «КоммерсантЪ», Кремль выдвинул Бишкеку несколько условий своей поддержки, в частности, проигнорировать намерение Вашингтона создать региональную организацию по безопасности и сотрудничеству без участия России, Китая и Ирана. (Примечательно, что на днях с идеей создания Союза центрально-азиатских государств выступил главный интегратор постсоветского пространства Нурсултан Назарбаев.) Кроме того, Бишкеку рекомендовано не размещать на военной базе США американских самолетов с системой AWACS.

«Россия лишь пытается сохранить прежнее влияние на Кыргызстан, она действует по инерции, и новых подходов практически не видно. Российский политический бомонд продолжает играть в одни ворота, тогда как технологи Запада более тонко и прагматично подходят к политической перспективе. Не знаю, как сложится будущее российских интересов в Кыргызстане, когда в целом отойдет поколение русскоязычных киргизов и им на смену к власти придет англоговорящее поколение», — размышляет Турат Акимов.

ГОСУДАРСТВО И КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

Сторонники революционного сценария развития событий говорят о низкой легитимности президентской власти, о разрушении имиджа «островка демократии», о контактах киргизской оппозиции с западными государственными и неправительственными структурами, о деятельности неправительственных организаций в самом Кыргызстане. Противники апеллируют к разобщенности киргизских оппозиционеров, говорят и об «инертности» населения.

По мнению экспертов, Россия и государства Центральной Азии подходят к мысли о создании неформальной «оси» против экспорта революций. По словам Аскара Акаева, в Кыргызстан прибыли сотни политтехнологов, работавших ранее над воплощением бархатных революций в других странах. На прошлой неделе, в который раз комментируя события в Украине и Грузии, киргизский президент сказал, что «эти страны близки к Европе, там меньше опасности кровопролития», а в его регионе «ситуация совсем другая». Как бы там ни было, призрак инспирированного переворота создает широчайшее поле для политической и околополитической деятельности. Благодаря этой страшилке «почвенники» могут оперировать немалыми силами и средствами, которых требует контрреволюция.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ