Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Майкл ЭМЕРСОН: Украина является единственным важнейшим партнером в политике европейского соседства

26 марта, 1996 - 19:55
ФОТО АВТОРА

Один из ключевых экспертов Еврокомиссии, старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований Майкл Эмерсон хорошо знает брюссельскую политическую кухню. Почему в Евросоюзе нет консенсуса относительно предоставления Украине перспективы членства в любой форме, даже в форме намека? Когда в Евросоюзе снова будет актуальным вопрос расширения ЕС? Как может повлиять на отношения Брюсселя с Киевом, в частности на наполнение нового соглашения о сотрудничестве между Украиной и ЕС, назначение Арсения Яценюка на должность министра украинского внешнеполитического ведомства? Какой сигнал может дать Брюссель Киеву в случае интеграции Украины в Единое экономическое пространство? Что хотят услышать от Януковича высокопоставленные представители Евросоюза во время визита украинского премьера в Брюссель? Об этом в эксклюзивном интервью «Дню» брюссельского эксперта Майкла ЭМЕРСОНА.

ПРЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЛЕНСТВА УКРАИНЫ В ЕС ПРОДОЛЖАЮТСЯ

— Почему, по вашему мнению, Брюссель не хочет включить в новое соглашение о сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом перспективу членства нашей страны в евросообществе?

— ЕС хочет, чтобы Украина осуществляла прогресс скорее в ближайшей реальности, чем в отдаленных планах. Получение перспектив членства — это украинские резоны. А европейские резоны — это проблема конституции и неуверенность в том, когда именно Европейский Союз будет способен адаптировать свои институты к дальнейшему расширению.

— Тем не менее, украинская сторона настаивает на получении перспективы. Если раньше об этом говорили Президент и бывший министр иностранных дел, то теперь перспективу требует украинский премьер?

— Я вам расскажу другую историю. Президент Эстонии Тоомас Илвес, обсуждая этот вопрос со мной, сказал: «Нечто подобное было с нами в 1990 году, когда в Европейском Союзе заявили балтийским странам — мы не хотим, чтобы вы были членами ЕС. Вы должны хорошо сотрудничать с Россией». В ключевом документе ЕС сказано о перспективе членства не для Украины, а в общем. Европейская комиссия также смягчила свой разговор по этому вопросу. В статье 59 предусмотрено, что любая страна, которая следует политическим принципам Союза, может претендовать на членство. Это основной пункт главного принципа «открытых дверей». Выходя из внутренних причин, ЕС должен, во-первых, замедлить процесс расширения. И, во-вторых, со своей стороны, Украина должна выработать единую политику относительно интеграции в ЕС.

— Но почему все-таки не включить в будущее соглашение каким-то образом, возможно даже намеком, перспективу членства Украины в ЕС? Тем более, что ряд стран ЕС поддерживают украинскую сторону в этом вопросе?

— Да, это правда. Внутри ЕС существуют разногласия и прения относительно перспективы членства Украины в Евросоюзе. Украину поддерживает группа стран во главе с Польшей и Великобританией, которые выступают за то, чтобы такой сигнал предоставить. В то же время существуют другие страны-члены ЕС, которые против включения перспективы членства в новое соглашение. Прения по этому вопросу продолжаются.

ВОПРОС О РАСШИРЕНИИ ЕС МОЖНО БУДЕТ ПОСТАВИТЬ В 2015 ГОДУ

— Но когда же может произойти прорыв в вопросе расширения ЕС? Возможно ли это после того, как во Франции появится новый президент?

— Скорее всего это может произойти после прихода к власти во Франции не нового президента, который будет избран в этом году, а следующего.

— Однако! Но ведь это очень долгая перспектива…

— Да, это так. И поставить этот вопрос возможно будет в 2015 году. Я имею в виду, что следует учитывать нынешнее состояние украинской политики и то, что украинская дипломатия имеет некоторые проблемы. Отношения между правительством и бизнесом также насыщены проблемами. Все это в общем является очередной фазой постсоветской посткоммунистической трансформации. За 16 лет независимости Украины в вашей стране произошло много чего и также многое может еще произойти в последующие 16 лет. Это — глубокий процесс трансформации. И основная причина, почему Европейский Союз имеет трудности по этому вопросу, в том, что украинская элита не поняла на самом деле, какие последствия имеет нынешняя ситуация.

— Какую позитивную роль может сыграть Брюссель, чтобы поощрить украинскую элиту делать конкретные шаги в направлении интеграции в ЕС?

— Это делается по двум направлениям. С одной стороны, Украина и ЕС согласились начать переговоры относительно нового соглашения о сотрудничестве. С другой — в 2000 году Украина начала работу по глубокому соглашению о зоне свободной торговли. Это именно те рамки, в пределах которых можно много сделать за следующие 5 — 10 лет.

«ЯЦЕНЮК МОЖЕТ ПО-НОВОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДОЙТИ К РАССМОТРЕНИЮ НОВОГО СОГЛАШЕНИЯ...»

— Как вы думаете, назначение Арсения Яценюка на должность министра иностранных дел будет содействовать тому, что новое соглашение о сотрудничестве будет наполнено большим содержанием, следовательно — более выгодным для Украины?

— Я считаю, что Яценюк как представитель нового поколения со свежим взглядом действительно имеет возможность перевернуть страницу. Имея ценный опыт пребывания в должности министра экономики, он может совсем по-новому и профессионально подойти к рассмотрению нового соглашения и пересмотреть все возможные главы этого соглашения, включая проблемы углубленной свободной торговли, безопасности, судопроизводства, миграционной политики, институционных связей. Яценюк должен внимательно рассмотреть все эти возможности. Брюссель с одобрением отнесется, если украинское правительство интенсивно и профессионально начнет разработку главных компонентов углубленных отношений.

— Вы, вероятно, помните, как экс- министр Борис Тарасюк и украинские дипломаты критиковали новую европейскую политику соседства, считая оскорбительным для Украины быть в их числе, но не претендовать на членство. Считаете ли вы, что действительно такая политика является оскорбительной по отношению к Украине? Или, возможно, официальный Киев не увидел выгоды от политики соседства?

— Мы считаем, что в рамках политики соседства существует значительный потенциал для углубления сотрудничества, в частности на востоке ЕС. В рамках политики соседства ЕС имеет идеологические проблемы с некоторыми странами. Чего нельзя сказать о восточных соседях Евросоюза. В частности, Украина является первой страной, которая начала переговоры о новом всеохватывающий соглашении. И она имеет все, без ограничений, возможности подписать это соглашение.

УЧАСТИЕ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ С РОССИЕЙ — КРАСНАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ УКРАИНЫ

— Не приводит ли Брюссель в замешательство намерение Украины углублять интеграцию в рамках Единого экономического пространства, в то же время говоря о стратегическом выборе Украины — вступлении в ЕС?

— Брюссель может сделать несколько предостережений по этому вопросу. Чем есть по сути своей Единое экономическое пространство с Россией? Если речь идет о зоне свободной торговли, то ЕС скажет: «Нет никаких проблем. Это — хорошая идея». Но Путин толкает Украину, чтобы она стала частью Таможенного союза. А это — красная линия, и если Украина переступит ее, то это будет означать, что она не хочет иметь соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Поскольку Россия очень не хочет, чтобы Украина имела такое соглашение с ЕС.

Я думаю, что Янукович не поддерживает идею вступления в Таможенный союз. Это хорошо. Но другой, более детальной, технической проблемой являются стандарты на промышленную продукцию и нормы интеграции. И это есть делом выбора: первое или второе. Украина согласилась иметь амбициозную программу Европеизации. Это тоже хорошо. Но вы не сможете сделать то же самое именно с Россией и ее политикой адаптирования новых норм.

— Как вы считаете, Россия может влиять на европейские страны, чтобы замедлить интеграцию Украины в ЕС?

— Сейчас мы обсуждаем план интеграции Украины в Евросоюз, а не членство в ЕС. Причем не потому, что Россия говорит, что это ей не нравится, а потому что Европейский Союз говорит, что для этого не пришло еще время. Давайте поговорим об этом в 2015 году.

КОНСТИТУЦИЯ БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ СИЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕС

— Давайте поговорим об энергетической политике. Почему у ЕС нет единой политики по этому вопросу?

— Прежде всего, мы должны рассматривать энергетическую политику как очень сложный вопрос со многими компонентами и связывать это с конституционными реалиями в ЕС и полномочиями и компетенцией как на уровне Евросоюза, так и в самих национальных государствах. Сейчас происходит передача властных полномочий и компетенций с национального уровня на евросоюзовский. Существует политика конкуренции по отношению к газопроводам и разграничению отношений между производителями и транспортерами энергии. В данный момент многое делается в направлении более сильной энергетической политики ЕС. Но единая энергетическая политика Евросоюза не является централизованной, поэтому она будет охватывать возрастающие компетенции. Но проблемы, как и сколько инвестировать в ядерную энергетику, будут оставаться частью национальной политики.

— Может ли энергетическая политика стать единой, если будет принята новая конституция ЕС?

— Нет. Но конституция действительно поспособствует постепенному развитию сильной энергетической политики и сделает более эффективными законодательные механизмы.

— Понятно, что энергетическая политика является важной. Какую роль в этой политике может сыграть Украина?

— Вопрос привлечения Украины является очень интересным. Особенно если учитывать, что она станет членом нового энергетического соглашения, подписанного в прошлом году между ЕС и странами Юго- Восточной Европы. По условиям этого соглашения, все страны должны следовать законодательству и концепции регуляторной политики ЕС по вопросам энергетики. Украина говорит: «Мы хотели бы присоединиться к этому соглашению европейского сообщества». Двери его открыты. Европейский Союз считает, что такой шаг был бы отличным примером реализации практических возможностей. Украина хочет этого. Она заявляет об этом, но необходимо убедиться — Украина только говорит о своих намерениях или на самом деле преследует эту цель. Поскольку присоединение к этому соглашению означает, что Украина должна будет применять у себя законодательство ЕС, являющееся достаточно большим по объему, в частности в сфере электроэнергии. На данный момент электрическая сеть Украины разделена надвое. Большая часть сети интегрирована в русскую сеть, а так называемый «островок» на южном западе интегрирован с электрическими системами некоторых стран-членов ЕС. Если Украина хочет присоединиться к европейской энергетической системе, то ей придется интегрировать свою электросеть в европейскую. Очевидно, что Украина хочет экспортировать свою электроэнергию как сейчас, так и в будущем. Но возникает вопрос, собирается ли Россия импортировать украинскую электроэнергию. Поэтому очень важный вопрос заключается в том, чтобы с профессиональной точки зрения понять, чего на самом деле хочет Украина.

О «НЕТ» «ГАЗПРОМА» И ЖАДНОМ МОНОПОЛИСТЕ

— У Украины есть еще одно значительное достояние — транспортная сеть, по которой на Запад экспортируется российская нефть и газ. Как будет реагировать Брюссель, если украинская власть попытается передать российской стороне контроль над этой сетью в той или иной форме?

— Главная экономическая проблема заключается в том, сможет ли Россия продолжать оперировать поставками газа, и в частности туркменского, как собственными поставками голубого топлива. Все помнят историю, когда Президент Украины Виктор Ющенко пытался в 2006 году напрямую договориться с Туркменистаном. И оказалось, что это сделать невозможно, скорее всего, из-за русского контроля газопроводов в России, а не в Украине.

Европейский Союз хочет, чтобы Россия ратифицировала Энергетическую Хартию, которая могла бы предоставить конкурентные возможности для поставки туркменского газа через Россию и Украину в Евросоюз. ООО «Газпром» заявил: «Нет», лишь отметив, что это плохая идея. Нет, это не плохая идея, поскольку она могла бы ограничить монополию «Газпрома». Русская компания является жадным монополистом, вот почему она назвала эту идею плохой. Возникает вопрос, должны ли быть полномочия в конкурентной политике, чтобы ограничить монополию ради интересов общественности.

— Могут ли быть использованы возможности Украины для уменьшения зависимости Европы от монополии «Газпрома»?

— Я не думаю, что в этом основная проблема. Ведь существует возможность поставок каспийского газа через Кавказ в Турцию и потом в Центральную и Восточную Европу. Для Украины возможности могут появиться на юге. Но это значит, что Украина должна контролировать собственную транспортную сеть сама.

НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВКЛАД УКРАИНЫ В ОПЕРАЦИИ ЕС ДОЛЖЕН СТАТЬ САМЫМ ЛУЧШИМ

— Не кажется ли вам, что ЕС слабо использует возможности Украины для реализации Европейской внешней политики и политики безопасности?

— Действительно, существует вопрос, сможет ли Украина более активно интегрироваться в европейскую политику в сфере внешней политики и безопасности. Здесь двери открыты. Вопрос также в постепенном продвижении украинской транспортной авиации для потребностей европейской политики безопасности. 15 лет тому назад я уже использовал украинский Ан-124 для крупных поставок замороженного мяса из России. Это очень хороший самолет. Кроме того, возникает вопрос по поводу участия украинских военных в операциях ЕС по урегулированию кризисов. Украинские солдаты уже участвуют в урегулировании кризиса в Боснии. Поэтому такого рода опыт должен развиваться шаг за шагом при повышении качества украинского участия в подобных операциях. Участие украинцев является неплохим сейчас, а иногда и отличным, но незначительный вклад Украины должен стать самым лучшим. С точки зрения ЕС, очень важно, что Украина и Молдова продолжают работать вместе с Европейским Союзом в миссии по пограничному контролю. Я считаю, что эта миссия на молдовско-украинской границе достаточно хорошо функционирует. И особенно важно, что Украина предельно последовательна в своей политике. Это — конкретный тест на доверие к украинским заявлениям, которые сейчас являются правильными, но нуждаются в подтверждении действиями.

— В начале этой недели премьер-министр Украины Виктор Янукович посетит с визитом Брюссель. Как вы думаете, что ему скажут или какие сигналы дадут высокопоставленные представители Евросоюза?

— После визита Януковича в Брюссель 31 марта состоится заседание министров иностранных дел Европейского Союза. Одним из главных вопросов на этом заседании будет политика добрососедства. Мне кажется, что представители Европейской комиссии хотят сделать что-то серьезное в этой области. Несомненно, Украина является единственным важнейшим партнером в политике европейского соседства. И я считаю, что во многом ориентация такой политики будет зависеть от этой встречи. Поэтому с этой точки зрения представители ЕС во время разговора с украинским премьером будут учитывать, понимает ли Янукович, что означает глубокий профессионализм политики европейского соседства и каким может быть потенциал такой политики. Поймет ли он это или произнесет ненужную речь о перспективах членства Украины в ЕС? А это совсем не то, что они хотели бы услышать от него.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ