Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Меркель в стране улыбок

27 сентября, 2013 - 11:24

Выборы в Германии закончились. Победители и проигравшие очевидны, и политический ландшафт сильно изменился. Настоящая драма, однако, произошла не среди основных партий страны, а на границах политического спектра.

Канцлер Ангела Меркель празднует уверенную победу, а ее Христианско-демократический союз (ХДС) едва не дотянул до полного парламентского большинства. Однако масштабы ее триумфа в первую очередь вызваны крахом ее либерального партнера по коалиции, Свободной демократической партии (СвДП), которая впервые в истории ФРГ не будет представлена в Бундестаге.

Либералы всегда составляли ключевую часть немецкой послевоенной демократии. Теперь они ушли. Ответственность за это, прежде всего, лежит на СвДП. Ни одна правящая партия не может позволить себе таких крайне некомпетентных министров и руководства; Меркель нужно было только стоять в стороне и наблюдать за публичным самоубийством либералов, которое тянулось последние четыре года.

Оппозиционные партии тоже поплатились за отказ вступить в борьбу с реальностью. Экономика кипит, уровень безработицы низок, а большинство немцев живут лучше, чем когда-либо прежде. Однако вместо того чтобы сосредоточиться на слабостях правительства — энергетике, Европе, образовании и семейной политике, — они поставили свою политическую судьбу на социальную справедливость. Оптимистичная предвыборная кампания Меркель гораздо лучше гармонировала с чувствами немецкого электората, нежели меланхолические стенания оппозиционных партий по поводу бедствий рабочих, что справедливо расценивалось в качестве уловки для повышения налогов.

Правящее большинство (и, следовательно, выборы) в Германии всегда побеждало в центре. Предшественник Меркель, лидер Социал-демократической партии (СДПГ) Герхард Шредер, тоже знал это. Однако в этот раз ее оппоненты — социал-демократы, Die Linke (Левые) и Партия зеленых — освободили центр и пожрали друг друга на левом крыле. Вопрос лидерства еще больше усугубил ситуацию — Пеер Штайнбрюк от социал-демократов и Юрген Триттин от Партии зеленых не имели ни малейшего шанса против Меркель и министра финансов Вольфганга Шойбле.

Единственным новым фактором, который может привести к структурным изменениям в немецкой политике, является рост новой партии «Альтернатива для Германии» (АдГ). Несмотря на то, что ее доля голосов избирателей упала чуть ниже пятипроцентного порога, необходимого для входа в Бундестаг, партия проявляет себя на удивление хорошо. Если на этом успехе она сможет выстроить свое лидерство, АдГ нашумит во время выборов в Европарламент следующей весной.

Действительно, АдГ хорошо проявила себя в Восточной Германии — где в 2014 году будут проходить третьи государственные выборы — получив много голосов слева. Это означает, что АдГ может на постоянной основе утвердиться на немецком политическом ландшафте, что еще больше усложнит возвращение СвДП.

Тем не менее, несмотря на крах СвДП и ужасные предвыборные стратегии оппозиционных партий, Меркель нуждается в партнере по коалиции. Левые не являются подходящим вариантом, а любая попытка создать коалицию с зелеными — партией, которая будет шаткой после шока от ее низких результатов на протяжении достаточно длительного периода времени, — создаст нестабильность.

Так что Германия останется с большой коалицией — как и хотел немецкий электорат. СДП открестятся от такой перспективы, посидят на заборе и, в конце концов, сдадутся, поскольку Меркель обладает мощным дисциплинарным инструментом: она может провести новые выборы, в которых ХДС, вероятнее всего, получит прямое большинство.

Большая коалиция — это не самый худший вариант. Ничто не исчезает так же быстро, как сияние победы на выборах, и немецкая идиллия вскоре будет нарушена суровой реальностью — кипящим кризисом Европейского Союза, Сирией, Ираном и энергетической политикой.

Необходимость консенсуса особенно остро стоит в отношении трудных решений, касающихся Европы, перед которыми сегодня стоит немецкое правительство. Греция нуждается в большем облегчении бремени задолженности. Европейский банковский союз и солидарная ответственность больше не могут откладываться. То же самое относится и ко многим другим вопросам. Зима недовольства ожидает Меркель, а за ней последует европейская избирательная кампания, которая, вероятно, спустит ХДС обратно на землю.

Никто не должен ожидать значительных изменений в политике Меркель по ЕС или в ее подходе к вопросам внешней политики и безопасности. Ее позиция по данным вопросам в настоящее время одобряется огромной частью немецкого электората; и, с определенного возраста, большинство людей — в том числе и высокопоставленных — с трудом претерпевают изменения. Кроме того, в этих вопросах больше не существует больших различий между правоцентристской ХДС и левоцентристской СДПГ.

Большая коалиция может проявить большую гибкость в решении кризиса евро, но меньшую по вопросам внешней политики и политики безопасности. Однако в этом отношении Германия многое получит от возможности выработать надлежащую внешнюю политику в рамках западного альянса, в котором в последние годы наблюдался опасный вакуум на месте Германии — хотя это, скорее, смутная надежда, нежели конкретные ожидания.

Также будет интересно посмотреть, как Меркель справится с немецким запутанным Energiewende (энергетическим переворотом) — переходом к низко-углеродной экономике, который является наиболее важным внутренним проектом во временных рамках ее полномочий. Либо она с ним справится, либо он станет монументальным позором для Германии и катастрофой для немецкой экономики. В настоящий момент решающим вопросом является то, хватит ли у нее храбрости сосредоточить все необходимые обязанности по этому мега-проекту в министерстве энергетики и кому она доверит контроль над данной сложнейшей задачей.

Покойный редактор еженедельника Der Spiegel Рудольф Аугштайн, который никогда не любил бывшего канцлера Гельмута Коля, озаглавил свой комментарий о воссоединении Германии фразой «Поздравляю, канцлер!». Для Меркель воскресные выборы открыли дверь, особенно в отношении преодоления кризиса евро и углубления европейской интеграции. Однако до тех пор, пока она не пройдет через нее, я воздержусь от поздравлений.

Проект Синдикат для «Дня»

Йошка ФИШЕР — ведущий член Партии зеленых Германии в течении почти 20 лет, министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005 гг.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ