Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Между Слоном и Медведем?

14 ноября, 2001 - 00:00

После 11 сентября многие заговорили о росте шансов Украины продвинуться в осуществлении своей стратегической цели — интеграции в Европейский Союз. Ситуация, возникшая после 11 сентября, предоставила Украине некоторые новые возможности, равно как и создала новые вызовы. Участники международной конференции «Европейский выбор Украины: внутренние преобразования и поиск новой внешней политики и роли в сфере безопасности», организованной Центром европейских и международных исследований ИМО Киевского Национального университета им. Тараса Шевченко, Институтом международных отношений (Рим) и Центром международных отношений (Варшава), пытались спрогнозировать значение происходящих в мире изменений для определения роли Украины в новой Европе.

По мнению одного из участников конференции Майкла Эмерсона из брюссельского Центра европейских политических исследований, Украина находится «между Слоном и Медведем». Где роль Слона играет Европейский Союз, большой, сильный, малость неуклюжий, специально обижать никого не хочет, но ненароком может растоптать. Медведь — естественно, Россия.

Сотрудничество США с Украиной в разведывательной сфере, на которое Киев согласился, наше участие в объединении ГУУАМ, значение стран-членов которого для глобальной антитеррористической кампании крайне важно — вот некоторые из причин, по которым в контексте последних событий в мире, по мнению бывшего министра обороны Польши Януша Онышкевича, Запад перестал воспринимать Украину исключительно как «часть решения российской проблемы».

В то же время «Украина должна рассматривать свое участие в Европейском Союзе не как отделение от России, а наоборот, как интеграцию с другими странами, — полагает бывший министр иностранных дел Италии Джанни де Микелис. — На переходном этапе Украине придется принять идею создания Евразийского пространства с центром в Москве и все последствия этого для Черноморского региона и Кавказа». Усиление евразийских интеграционных процессов господин де Микелис видит предшествующим созданию нового, значительно расширенного и во многом неоднородного Европейского Союза. Последнее, по мнению итальянского дипломата — далекая перспектива, на которую должен ориентироваться Киев, принимая риск и цену предстоящих преобразований. Следует, правда, признать, что кроме этой оценки украинских перспектив существуют и другие.

Другим вариантом развития ЕС, полагает де Микелис, — может быть создание «Европейской крепости» — культурно и политически однородного объединения, исключающего Украину. Против создания подобной «стены» давно протестует Киев, на что ни в Брюсселе, ни в некоторых соседних странах не реагируют.

По словам Джанни де Микелиса, Италия крайне не заинтересована в изоляции юго-восточной Европы. Поэтому в рамках Центрально-Европейской инициативы было бы неплохо наладить, к примеру, итальянско-сербско-украинский диалог. Украина должна решать свои проблемы совместно с Румынией, Сербией, Хорватией, убежден итальянский дипломат. Януш Онышкевич полагает целесообразным участие Киева в «Веймарском треугольнике» Франции, Германии и Польши, по схеме «три плюс один». Ни Париж, ни Берлин Украину пока не приглашали.

Очередная конференция доказала, что Украина, может быть, во многом благодаря самой себе, не воспринимается в качестве самостоятельного игрока даже во время кризисной ситуации. «Геополитическое положение», о котором так много говорили раньше, уже явно не является более товаром. Товара же, который бы заставил и ЕС, и НАТО изменить саму идеологию своих подходов, все еще не предложено.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ