Президент России Дмитрий Медведев призывает российских миллиардеров проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха». «Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», — заявил Медведев на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики.
Он выразил уверенность в том, что эта инициатива будет поддержана, в том числе и директорами школ, поскольку «это все «история жизненного успеха». «На самом деле он может быть разным, конечно, и не только воплощаться в деньгах, но это как минимум интересно», — сказал глава государства.
Идея хорошая. Т.е. и среди них есть неплохие люди. Антитезис кремлевского госТВ. Но есть и нюансы.
Во-первых, смущает, что критерием жизненного успеха является размер кошелька. Во-вторых, смущает слово «все». Мне не очень понятно, чему могут научить детей большинство чемпионов списка журнала «Форбс» из числа наших соотечественников. Как отхватить у государства — на государственные же деньги — построенный руками рабов ГУЛАГа завод? Как купить у венгров здание торгпредства и впарить его родному правительству по цене в несколько раз больше? Или, может, как взять в ЦБ беззалоговый кредит на миллиард долларов и с этими деньгами умотать в Монако?
Повторюсь. По Платону, есть три добродетели — мудрость, мужество, умеренность (из них вытекает справедливость), к которым не все миллиардеры стремятся (из тех, кто вообще в курсе, что Платон — это не только мой однофамилец). Для многих представителей крупного бизнеса у нас они обратились в коварство, наглость и расточительство, а главным «золотым ключиком» для крупного бизнеса в России стало умение вовремя занести и знание, кому именно занести (в последние годы — оборотням в погонах).
Сам я в любом случае планировал после начала учебного года встретиться с учениками школ в Слободском районе Кировской области, которым по мере сил, как депутат, стараюсь помогать с ремонтом и оборудованием.
А слабо Д. Медведеву уточнить, кто из сегодняшних, по его мнению, «успешных» бизнесменов, достоин учить детей уму-разуму? Я могу таких назвать. Например, Чичваркин. Или Писарев с Жуковым (группа ПИК). Но как им читать лекции — бизнес-то у них отобрали... А вот Абрамович, Розенберг, Ковальчук и Вексельберг меня, как школьника, вряд ли чему-нибудь хорошему научат.
Бенджамин Франклин выделял тринадцать добродетелей и каждый день отмечал в своем дневнике, как он «служил» той или иной из них:
1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.
4. Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
5. Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
6. Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
7. Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
8. Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
9. Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
10. Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
11. Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
12. Целомудрие. — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению или слабости либо лишила душевного покоя, либо бросила тень на доброе имя твое или чье-нибудь еще.
13. Скромность. — Подражать Иисусу и Сократу.
Сколько российских миллиардеров (из числа знающих о том, кто такой Бенджамин Франклин) следует его примеру?