«Я не принимаю никаких предложений этого суда, потому что он является нелегальным», — начал свою речь бывший президент Югославии Слободан Милошевич на слушании своего дела в Международном трибунале по бывшей Югославии в Гааге. Милошевич заявил, что принудительно назначенная ему помощь адвокатов играет в той же команде, что и суд — о каком же, по мнению Слобо, правосудии может идти речь?
На третьих слушаниях по своему делу Слобо наконец ознакомился с текстом обвинения, читать которое он до сих пор упорно отказывался и которое было поэтому специально зачитано в зале суда. Впервые прозвучали обвинения в преступлениях, совершенных в Хорватии в 1991—1992 годах. В то время Милошевич был президентом Сербии, а поддерживавшиеся им сербские формирования убили или же насильно изгнали 250 тысяч лиц несербской национальности в тех частях Хорватии, где они могли добиться сербского преобладания. Обвинение упоминает также о расправе над 255-ю пациентами госпиталя в Вуковаре и атаке на город Дубровник. 32-страничный текст включает дополнение к «косовской части» обвинений — в частности, статьи о сексуальном насилии сербских военнослужащих в Косово и разрушении ими религиозных сооружений в этой провинции.
Еще до того, как в Гаагском трибунале прозвучали цифры и факты, говорящие о причастности бывшего югославского президента к преступлениям против человечества, Милошевич заявил: «Я знаю, в чем меня обвиняют. Но это все нелегально, я имел право защищать свой народ, в том числе и от терроризма».
В весьма странном положении оказались так называемые «друзья суда» — адвокаты, помогающие Милошевичу. Один из них, голландец Михаил Владимиров, подчеркнул, что они не защищают обвиняемого, а только объясняют суду, что же хочет сказать оказавшийся на скамье подсудимых... Адвокаты говорили о том, что как суд, так и задержание Милошевича являются нелегальными, что трибунал не соблюдает в отношении к бывшему югославскому лидеру главного принципа правосудия — беспристрастия. В итоге троица оказались в оппозиции и к суду, и к обвиняемому. Последний, как уже было сказано, счел «друзей суда» своими противниками.
Вскоре главный прокурор Международного трибунала Карла дель Понте подготовит новую серию обвинений Милошевича, на этот раз — в преступлениях в Боснии и Герцеговине. Ожидается, что приговор по всем обвинениям будет вынесен приблизительно через год.