Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минский «транзит»

26 октября, 2002 - 00:00

Лидеры Союза правых сил Борис Немцов и Ирина Хакамада принимают участие в переговорах об освобождении заложников, удерживаемых террористами в театральном центре на Дубровке. Российские правые традиционно высказывались против применения в Чечне тактики «выжженной земли», против войны с чеченцами. Поэтому последние готовы говорить с Немцовым и Хакамадой. Тем временем за день до московской трагедии руководителей СПС посчитали опасными для дружественной и союзной России страны — Беларуси. В среду Бориса Немцова, Ирину Хакамаду и политолога Сергея Маркова встретили у трапа самолета в аэропорту Минск- 2, посадили в машину, отвезли в аэропорт Минск-1, посадили на специально задержанный самолет и отправили назад в Москву.


Российские власти с недоумением отреагировали на выдворение лидеров СПС из Минска. Как говорится в официальном заявлении российского МИД, «нарушения права свободы передвижения граждан наших стран в рамках Союзного государства не только не вписываются в особый характер отношений России и Беларуси, но и бросают тень на процесс союзного строительства». «Очевидно, что эта акция инспирирована особыми кругами, незаинтересованными в развитии российско-белорусского сотрудничества и интеграции», — полагают в МИД России и рассчитывают на официальные объяснения белорусского руководства.

Более резкой была реакция депутатов Госдумы. В частности, заместитель председателя фракции «Единство» Владислав Резник заявил, что Минск нанес Москве оскорбление. «Это провокация, ответственность за которую несет лично президент Лукашенко», — сказал он. Такого же мнения придерживается и сам Борис Немцов.

В официальном пресс-релизе белорусского КГБ, который любезно предоставило «Дню» Посольство Беларуси в Украине, основанием для выдворения из страны Бориса Немцова названы «неоднократные факты его вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь, а также его деятельность, направленная на нанесение ущерба интересам страны». При этом КГБ ссылается на закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», а также на постановление Совета Министров Беларуси «Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь». При случае официальный Минск быстро вспоминает, что, несмотря на Союз России и Беларуси, такого юридического понятия, как союзное гражданство, не существует и граждане России, таким образом, являются иностранными подданными.

Союз правых сил давно и активно сотрудничает с оппозиционной Объединенной гражданской партией Беларуси (ОГП). В сентябре левацкая российская пресса опубликовала стенограмму подслушанного (по версии белорусских оппозиционеров — сотрудниками КГБ) разговора Бориса Немцова и лидера ОГП Анатолия Лябедьки, в котором они, в частности, нелицеприятно высказывались о президенте Александре Лукашенко и рассуждали о возможных демократических механизмах смены власти в Беларуси. В Минск Борис Немцов, Ирина Хакамада и их коллеги летели по приглашению Объединенной гражданской партии. Выдворение российских политиков «Дню» прокомментировал Анатолий ЛЯБЕДЬКА : «Мы уже давно находимся между Сциллой и Харибдой, между правовым беспределом и личными «симпатиями» Александра Лукашенко. Раньше механизмы, задействованные в среду в выдворении Немцова и Хакамады, апробировались на местных политиках и дипломатах, которые представляют в Беларуси западные страны. Приведу два конкретных примера. Несколько месяцев назад группу оппозиционных политиков задержали на белорусско-литовской границе, продержали около десяти часов, хотя мы находились в автомобиле, который принадлежал миссии ОБСЕ, то есть на него распространялось действие Венской конвенции о дипломатической неприкосновенности. После этого представителя госдепартамента США задержали на четыре часа в аэропорту. И вот теперь — очередь российских политиков. Мы это расцениваем как политическую провокацию. При этом провокацию спланированную. Подтверждением такой версии является то, что два сотрудника белорусского КГБ находились в самолете, которым Борис Немцов, Ирина Хакамада и Сергей Марков прилетели из Москвы. Кроме того, рейс был задержан еще в российской столице на полтора часа, чтобы максимально сократить время пребывания политиков в Минске, чтобы посольство России и государственные органы в Москве не имели возможности подключиться к выяснению ситуации. Чем это объясняется? В отличие от Украины и России, мы имеем одного олигарха. Наш олигарх считает, что он приватизировал всю Беларусь и должен определять все: денежные потоки, средства массовой информации, работу парламента и многое другое, в том числе порядок въезда и выезда иностранных политиков».

На 12 ноября в Госдуме Российской Федерации были запланированы слушания на тему российско-белорусских отношений. Учитывая захват заложников в театральном центре на Дубровке, трудно сказать, состоится ли это мероприятие. Однако если все- таки график работы Государственной Думы не будет изменен, легко представить себе, в какой атмосфере пройдет «выяснение» отношений Москвы и Минска.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ