Похоже, что в отношениях Ирана и США наступил период «мирной» риторики. Именно так можно рассматривать заявления главы Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинежада на американской земле. Иранский президент заявил в Нью-Йорке, что Иран не стоит на пути к войне с США и, более того, не испытывает потребности в обладании ядерным оружием. «Не верно думать, что Иран и США идут к войне. Кто об этом говорит? Зачем нам воевать? Войны на горизонте нет. Вы должны понять, что атомная бомба нам не нужна. Не нужна она нам. Какая нам нужда в бомбе? Сейчас в политических отношениях от атомной бомбы никакого толку», — цитирует американский телеканал CBS слова Ахмадинежада, который сегодня будет выступать на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Поскольку Иран и США не поддерживают дипломатических отношений, поэтому иранскому лидеру американскую визу выдали только на посещение зоны в радиусе 40 км от штаб-квартиры ООН. Следует отметить, что Ахмадинежад высказывал пожелание возложить венок на месте падения небоскребов- близнецов Всемирного торгового центра, но американские власти ему отказали из соображений безопасности.
Пока нет реакции Вашингтона на «мирную» риторику иранского президента. Как известно, США в последние дни активно добиваются усиления санкций, наложенных на Иран Советом Безопасности ООН в нескольких ограниченных областях. Эти санкции, как заявляется, направлены на то, чтобы побудить Тегеран раскрыть истинные цели своей ядерной программы. Накануне президент США Джордж Буш выразил надежду на то, что мировое сообщество посредством дипломатии убедит Иран отказаться от намерения создать ядерное оружие. По словам Буша, в противном случае Иран окажется в финансовой изоляции, и против него будут введены новые экономические санкции. «Я неоднократно заявлял, что надеюсь на добрую волю иранского режима в вопросе прекращения ядерных разработок в стране, — сказал Буш. — Мы будем стремиться достичь этой цели путем переговоров. Мы работаем в тесном партнерстве с нашими союзниками во Франции и надеемся, что иранский народ поймет: лучше договориться с международным сообществом, чем обречь себя на изоляцию».
В телевизионном интервью президент Франции Николя Саркози также призвал ужесточить санкции против Тегерана и подчеркнул, что любому терпению есть предел. «Они пытаются произвести атомную бомбу. Я заявляю о том, что это недопустимо», — заявил он. Касаясь возможных вариантов решения этой проблемы, Саркози предложил следующее: «В этой ситуации мы будем использовать переговоры, диалог, и, если будет необходимо, санкции. Если существующих санкций будет недостаточно, я буду настаивать на более жестких мерах». Еще ранее министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что следует готовиться к войне с Ираном.
Со своей стороны, Тегеран постоянно утверждает, что иранская ядерная программа преследует сугубо мирные цели и отказывается ее прекратить. Также лидеры заявляют, что санкции ООН не смогут остановить ядерный прогресс Ирана. «Те, кто думают, что смогут остановить прогресс иранской нации, используя такие непригодные меры, как психологическая война и экономические санкции, ошибаются», — сказал иранский президент, выступая днями в Тегеране на ежегодном параде в память о ирано-иракской войне (1980— 1988).
Аналитики считают, что несмотря на острую риторику между США и Ираном, все-таки существуют предпосылки для диалога. И дело за малым — определенным терпением международного сообщества с одной стороны, и доброй волей иранского руководства — с другой. Является шагом в этом направлении «мирная» риторика иранского президента, покажет время.
КОММЕНТАРИЙ
Действительно ли искренни заявления иранского президента о том, что Ирану не нужна атомная бомба? Какой способ может быть самым эффективным, чтобы заставить или убедить Иран в целесообразности отказаться от разработки атомной бомбы? Что может в этом отношении сделать мировое сообщество? Почему Европейский Союз не имеет единой позиции относительно введения более строгих экономических санкций против Ирана? Почему Россия выступает против введения таких санкций и не использует своего влияния, чтобы заставить Иран отказаться от ядерной программы?
Мейр ЛИТВАК, Центр Иранских исследований при Тель-авивском университете:
— Боюсь, что утверждение президента Ирана не является искренними. Во-первых, можно сказать, что его аргументы основываются на отношении Америки к Северной Корее, которая имеет атомное оружие, и Ираку, который не имеет ядерного оружия и показывает, что ядерное оружие может быть очень важным фактором сдерживания. Во-вторых, я думаю, что были определенные свидетельства того, что Иран в прошлом говорил неправду Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), пытаясь скрыть некоторые вещи. Если бы намерения Ирана были невинными, тогда трудно объяснить, почему они прибегали к обману.
Я считаю, что лучший способ заставить Иран отказаться от разработки ядерного оружия — это экономическое давление. Причем санкции должны касаться многих сфер, включая нефть. На мой взгляд, военное нападение должно быть последним выбором. Я думаю, что многое может быть сделано посредством экономического давления. Но если полностью отказаться от возможности военного варианта, тогда иранцы могут почувствовать, что им нечего бояться. Поэтому возможность военного нападения должна оставаться для того, чтобы убедить иранцев в необходимости прекратить разработку ядерного оружия.
На данный момент у Европейского Союза нет единой позиции по этому вопросу. Но европейские страны должны понять, что краткосрочные экономические выгоды менее важны, чем последствия, к которым может привести наличие ядерного оружия в Иране. Если Тегеран этого добьется, то это будет иметь плохие последствия для Ближнего Востока и мировой экономики.
Я думаю, что США и Франция, в первую очередь, должны убедить Германию и другие страны, так как Италия, присоединиться к санкциям. Я не знаю, как это может быть сделано, но это очень важно.
Можно ли убедить соседние страны, что наличие ядерного оружия в Иране будет угрожать им? Хочу подчеркнуть, что почти все арабские страны очень озабочены тем, что Иран может получить ядерное оружие. Если такое произойдет, то существует вероятность, или даже возможность, что Саудовская Аравия и Египет также будут пытаться завладеть подобным оружием. И тогда весь Ближний Восток станет значительно более опасным. Я считаю, что арабские страны будут рады, конечно, не публично, а за сценой, оказывать давление на Иран, чтобы он прекратил ядерную деятельность.
Я считаю, что у России есть три причины, чтобы не поддерживать введение более строгих санкций против Ирана. Во-первых, с точки зрения экономических отношений. Сегодня эти страны очень интенсивно торгуют друг с другом. Россия является главным поставщиком оружия в Иран. Во-вторых, из-за больших объемов торговли Россия чувствует, что она заплатит значительно большую цену от введения санкций, чем США и европейские страны. В-третьих, я считаю, российский президент Владимир Путин хочет показать США, что Россия имеет собственную политику, и это является доводом в пользу того, что Москва должна играть большую роль на Ближнем Востоке. Поэтому, будучи на стороне Ирана или защищая его от Америки, помогает Путину в его международной политике.
Вообще я не думаю, что только от воли президента Ирана зависит: иметь атомную бомбу или нет. Я думаю, что международное сообщество сделает что-то, чтобы не допустить этого. Причем, нужно не ждать, а уже сейчас делать конкретные шаги, потому что время идет.