Во Вселенском православии произошло чрезвычайное — без наименьшего преувеличения — событие, которое может создать прецедент, крайне нежелательный для некоторых других автокефальных Помесных православных церквей. Речь идет о том, что 14 июля Священный Синод Антиохийского патриархата вынес постановление о предоставлении автономии своей богатой и стратегически важной митрополии в Америке.
Для того, чтобы быть понятыми, наведем короткую историческую справку. Антиохийская православная церковь (АПЦ) сформировалась еще в III столетии христианской эры, а патриархатом стала в 451 году — по решению IV (Халкидонского) Вселенского собора. Название церкви происходит от древнего города Антиохия (теперь Антакья), когда-то столицы Сирии — Римской провинции. Антиохийская церковь — одна из старейших христианских независимых церквей; в иерархии 14-и общепризнанных православных церквей мира она занимает почетное третье место «среди равных» — после Константинопольской и Александрийской. Считается, что первым епископом АПЦ был апостол Петр и что слово «христиане» (последователи Христа) произошло именно из Антиохии.
АПЦ управляется патриархом «Большой Антиохии и всего Востока» совместно со священным Синодом. Сегодня главой Антиохийской церкви является патриарх Игнатий IV. Наиболее многочисленной по количеству приходов и очень влиятельной частью Антиохийской церкви является Североамериканская митрополия АПЦ, возглавляемая митрополитом Нью-йоркским и Североамериканским Филиппом. Митрополия совсем «молодая» — ее окончательное оформление произошло в 1975 году, хотя сирийско-арабские миссии и общины существуют в Америке почти два столетия.
Несколько лет назад Североамериканская митрополия начала официально претендовать на большую степень самостоятельности в границах юрисдикции Антиохийской церкви. Мать- церковь, т.е. Антиохийская, категорически возражала, как это часто происходит в православном мире в подобных ситуациях. Еще бы! В настоящее время Североамериканская митрополия имеет 235 приходов, где служат 270 священников и 80 диаконов. Это значительная часть небольшой АПЦ.
Совсем незадолго до решения Синода АПЦ митрополит Филипп в интервью американским журналистам высказал серьезные сомнения в том, что возглавляемая им митрополия сможет когда-либо получить автономию. Он также заявил, что если Священный Синод АПЦ не дарует Североамериканской митрополии автономию, то он вынужден будет принять решительные меры. А именно — будет просить архиепископа Димитрия, главу Греческой православной церкви Америки в составе Константинопольского патриархата (КП), об объединении. (Не напоминают ли эти события нечто очень знакомое нашему читателю, а именно — попытки Украинской автокефальной православной церкви получить канонический статус с помощью содействия американской УПЦ под омофором Константинопольского патриарха?)
Архиепископ Димитрий, недавно возглавивший греческую паству КП в Америке, понял митрополита Филиппа в том смысле, что тот хочет не только объединиться, но и образовать в США новую, полностью независимую (также и от Вселенского патриарха) православную церковь. В ответ осторожный архиепископ Димитрий заявил, что не намерен даже обсуждать этот вопрос с митрополитом Филиппом и что он сохранит верность Константинополю.
Однако на иерархию Антиохийской церкви решительность митрополита Филиппа произвела надлежащее впечатление (на это, возможно, и был расчет). И чтобы в «борьбе за независимость» совсем не потерять Североамериканскую митрополию, было созвано заседание Синода под председательством предстоятеля Антиохийской православной церкви патриарха Игнатия IV. И вот, как уже было сказано, Синод решил удовлетворить прошение главы Североамериканской митрополии о предоставлении ей автономии. Автономия получена; впереди — сложная дипломатическая работа, связанная с выработкой соглашения о разделении прав между патриархией и митрополией Антиохийской церкви. Для чего будет создан специальный комитет, в состав которого войдут шесть митрополитов АПЦ.
(Автономная православная церковь пользуется определенной самостоятельностью в своих внутренних делах. Уровень этой самостоятельности определяется специальным соглашением с Матерью-церковью. Глава автономной церкви избирается Помесным собором этой церкви, но утверждаются патриархом той церкви, которая предоставила автономию.)
P.S. Не так давно на высоком Всеправославном совете обсуждались проблемы сохранения единства каждой церкви, предупреждения расколов и разделений. Как всегда, делался акцент на обязательном следовании древним канонам и правилам. Однако динамика, эволюция церковной жизни не всегда укладывается в установления, принятые много столетий тому назад совсем в другом мире. Мудрое разрешение конфликта Антиохийской патриархией дорого стоит.