Ежегодное послание президента Соединенных Штатов Джорджа Буша к нации о положении в стране не вызвало такого ажиотажа, как два предыдущих. В прошлом году американский лидер фактически сообщил миру о неизбежности войны в Ираке. Два года назад он определил так называемую «ось зла» из трех стран, якобы представлявших угрозу миру на планете, — Ирака, Ирана и Северной Кореи.
Ежегодное послание — одна из наиболее значимых речей, провозглашающихся в мире. По тезисам президентского «спича» и скрытым в нем намекам можно судить не только о ближайшем будущем США, но и о будущем всего мира. В этом году Джордж Буш посвятил свое выступление в основном успехам борьбы с терроризмом. Коротко отметив экономические успехи страны, президент подчеркнул, что историческая роль США заключается именно в борьбе с террором. «Прошло 28 месяцев с 11 сентября 2001 года. Хочется верить, что опасность позади. Но поддаваться искушению было бы ошибкой. Заговор террористов против Америки продолжается, однако этот заговор будет побежден», — отметил Буш.
Упомянул, кстати, американский лидер в своем выступлении и Украину. Правда, в общем контексте государств, входящих в международную коалицию по поддержанию стабильности в Ираке. «Кое-кто нас критиковал из-за того, что наши усилия в Ираке не основаны на международной поддержке. Такую своеобразную критику трудно объяснить нашим партнерам из Британии, Австралии, Японии, Южной Кореи, Филиппин, Таиланда, Италии, Испании, Польши, Дании, Венгрии, Болгарии, Украины, Румынии, Нидерландов, Норвегии, Сальвадора и еще 17 других государств, отправивших свои войска в Ирак. Какими бы ни были дискуссии у нас в стране, мы не должны забывать о вкладе наших международных партнеров», — отметил американский президент.
Многие наблюдатели поясняют сдержанность выступления Джорджа Буша предвыборной кампанией в стране. Именно поэтому он большую часть речи якобы и посвятил внешнеполитическим достижениям Белого дома, поскольку на внутреннем фронте прогресс менее заметен. Касаясь экономики США, президент Буш отметил рост производства и низкий уровень инфляции. Также он призвал конгресс сделать введенные им сокращения налогов постоянными. Американские аналитики, впрочем, обращают внимание, что за время пребывания Джорджа Буша в Белом доме уровень безработицы в Штатах вырос почти наполовину, дефицит федерального бюджета достиг $145 млрд. (в 2001 году был зафиксирован профицит в $127 млрд.). При этом популярность президента остается на высоком уровне, хотя и снижается в последние месяцы. Телекомпания Fox News провела недавно опрос, в рамках которого американцам было предложено сравнить нынешнего главу страны Джорджа Буша с его предшественником Биллом Клинтоном. Только 24% опрошенных заявили, что Клинтон лучше, чем Буш, справился бы с проблемой терроризма (48% отдали предпочтение Бушу). Однако Клинтон победил нынешнего хозяина Белого дома на экономической ниве. 39% респондентов заявили, что он бы лучше справился с экономическими неурядицами. В целом деятельность Буша одобрили 63% опрошенных.
Понятно, что реакция американского политикума на послание Джорджа Буша была довольно неоднозначной. Зависела она в основном от политической принадлежности. Если демократы подвергли сокрушительной критике едва ли не каждый президентский пассаж, то в лагере республиканцев отмечали прогрессивность мышления своего лидера. «Все это — дым в глаза, чтобы скрыть очевидный факт, что у президента отсутствует реальный план на будущее. Это не что иное, как спецэффекты, рассчитанные на то, чтобы скрыть печальную правду», — считает кандидат в президенты от Демократической партии Уесли Кларк. «Так же, как и победа над терроризмом, президент Буш очень четок и еще больше обеспокоен завершением выхода экономики из рецессии через создание рабочего места для каждого желающего американца и закрепление введенного в 2001 году сокращения налогов», — уверен Трент Лотт. Почти наверняка можно утверждать, что комментарии президентского послания на этом не завершатся. Обязательно свою точку зрения выскажут коллеги Буша из других государств. Поговаривают, например, что на Ближнем Востоке были удивлены тем, что президент США ни словом не обмолвился о палестино-израильском урегулировании.