Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молчание ягнят

25 февраля, 2008 - 20:12

Событие, которого уже давно ждал мир, произошло: край Косово без согласия Сербии провозгласил государственную независимость, а Соединенные Штаты Америки вместе с ведущими странами Евросоюза признали это самопровозглашение. Признали, без санкции Совета Безопасности ООН, где Россия и Китай прогнозированно наложили вето на признание одностороннего развода косоваров с Сербией.

Как и предполагалось всеми главными игроками, этот сценарий решения одного из самых острых вопросов международной жизни, к которой так или иначе готовились все без исключения субъекты международной политики, разделил мир пополам: на тех, кто признал или выразил готовность признать Косово и тех, кто категорически выступает против. Что же касается клуба стран, избегающих прямого ответа и пытающихся выиграть время по принципу: увидим последствия, а уже потом примкнем к той или иной стороне, больше напоминают известную сухопутную птицу, которая прячет проблемы в песок, чем самостоятельную политическую силу. Особенно это касается государств, имеющих подобные фугасы, зарытые либо на границах, либо на собственной территории. И вряд ли шаткая неопределенность этого сообщества хоть как-то повлияет на дальнейшее развитие событий.

Почему же этот прецедент так остро затронул внимание всего мира, затаившего дыхание в ожидании последствий? Почему по этому вопросу пролегла острая линия границы даже Евросоюзом, который имеет, на фоне обвала старых империй и разводов многонациональных федераций, самую мощную в новейшей истории интеграционную тягу? Почему принципиальные разногласия по Косово поставили под сомнение солидарность стран НАТО, которые и здесь разделились на два лагеря?

На поверхности простой ответ — национальный эгоизм.

Те, кто против, абсолютно справедливо и, по-видимому, дальновидно накладывают эту модель разрешения противоречий на свою страну или на регион, стабильность которого жизненно влияет на их собственную безопасность. Ведь известно, что в мире существует более 200 спящих вулканов, так или иначе похожих на Косовский. А более 30-ти может еще в большей степени готовы к извержению, чем отношения между косовскими албанцами и сербами. Ведь десятилетиями остаются не развязанными узлы целого ряда квазигосударственных образований, которые разбрасывала история почти по всем континентам. Ведь столетиями не затихают национально освободительные соревнования за восстановление независимости целых народов, которые имели в истории ущемления и страдания не меньше косоваров. Народов, которые при этом в целом мире не имеют собственной государственности, а после этого имеют полное право на самоопределение по международному праву, не говоря уже об обычной справедливости.

Вторые, более благополучные или уверенные, что их черт не тронет, устали по всему миру разводить конфликтующие стороны, ставить между ними живые буфера, годами без наименьших продвижений уговаривать непримиримых радикалов с обеих сторон и еще за все эти заботы постоянно бюджет за бюджетом — нести немалые расходы. Эти — самые влиятельные в современном мире, во главе с Соединенными Штатами, решили сделать эксперимент, хотя и противоречащий международному праву — разрубить один конфликтный узел, а там посмотреть, куда выведет кривая: может мир и проглотит замену ооновского суда присяжных на однополярный трибунал.

Другие, ожидающие от сильных мира сего персональных преференций, и надеющихся на особое — привилегированное — отношение к себе, смело соревнуются за первые места в хронологии признания Косово. Фактически с ними и стадо молчаливых ягнят.

Но наибольшая опасность кроется не в национальной плоскости.

Этот прецедент, по сути, значит, что определенная часть мира окончательно отказывается жить по правилам и принципам, которые были определены международным сообществом после окончания Второй мировой войны. Ведь откровенное игнорирование Совета безопасности ООН — это ни что иное, как ликвидация фундаментальных основ мирового порядка и Организации Объединенных Наций и, в лучшем случае — превращение ее в дискуссионный форум с элементами благотворительной деятельности.

Очевидно, никто не станет возражать, что механизмы ООН отстали от развития современных международных отношений и новых реалий, и, соответственно, не могут эффективно обслуживать решение проблем, предстающих перед миром. Так же очевидно, что некоторые нормы международного права уже не могут давать исчерпывающих ответов на новое качество современных противоречий. Но любое общество, и международное здесь не исключение, идет вперед — а значит, законы, по которым оно живет, не могут быть догмой, а тем более тормозом. Но любое общество, если оно хочет избежать проблем, чтобы жить по новым, более совершенным правилам, меняет Закон, а не нарушает его. При этом, изменяя этот Закон, умная община ищет максимальный внутренний компромисс, потому что хорошо знает, что навязывание или полное игнорирование оппонентов рано или поздно заканчивается поражением.

Так что мы имеем в случае с Косово? Замену старых Норм на новые или их грубое нарушение? Между кем и кем достигнут компромисс? Где и как в следующий раз будут проигнорированы нормы международного права и кем? Тем, кто вырос из одежды ООН, и для кого она уже стала тесновата? Или, может, в следующий раз плюнет на Право тот, кто до него не дорос? А что, если жизнь пойдет по траектории бумеранга? Неужели за маленьким Косово так сложно увидеть густой и темный лес, где даже международный терроризм может смахивать на детские забавы?

А может проблема Косово просто не имела другого решения, и именно здесь мы имеем дело с исключением, без которого, как известно, нет на практике ни одного правила? Неужели нельзя было разлучить сербов и косовских албанцев по их общему согласию? Неужели решение внутреннего конфликта лежит в плоскости создания межгосударственного?

Не секрет, что нет такой проблемы, которую нельзя решить — вопрос всегда в цене. Если бы была на то добрая воля, в первую очередь, Евросоюза, который связал перспективу присоединения к своим рядам и Сербии, и Косово, со снятием противоречий между ними, именно ЕС эти противоречия мог бы и снять. Для этого было необходимо только синхронизировать развод с интеграцией, чтобы они произошли в один день. При этом вложить в этот синхронизированный процесс определяющие инвестиции. Тогда бы этот развод не бранил бедностью, а мирил благосостоянием, не устанавливал границы, а открывал их. Неужели когда-то до смерти поссоренная Европа на собственном опыте примирения и объединения ожесточенных и, почти вечных врагов, не убедилась в эффективности плана Маршалла, чтобы применить его философию в микрорегиональном масштабе Косово. Безусловно, здесь расходы на поддержку демократических реформ и инвестиционные риски не идут ни в какое сравнение с расходами на строительство пограничных и полицейских каменных стен и блокпостов. Расходы не сравнить, но и приз достойный — европейская стабильность на Балканах, за которую все равно рано или поздно придется платить Объединенной Европе. И здесь снова поднимается вопрос — какой ценой.

Но вернемся к нашим ягнятам.

Можем ли мы здесь, в Украине тем или иным образом промолчать разрушение ООН? Мы что забыли, как мир согласился с тем, что украинская нация имеет право выступить одним из основателей Организации Объединенных Наций? Несмотря даже на то, что она не имела собственной независимой государственности. Мы что забыли ту цену, за которую получили это уникальное исключение? Может не мы сполна заплатили за это право и в Первой, и во Второй мировой войнах? Так неужели это разрешение проходит мимо нас стороной?

Будем молчать?

А как обернется для нас — украинцев — здесь, в собственном доме, прецедент несанкционированного ООН, одностороннего отделения в независимое образование части территории государства, где большинство населения по национальному признаку принадлежит к доминирующему этносу соседней страны?

И здесь будем молчать?

Неужели наше молчаливое повиновение будут уважать больше, нежели последовательность тех стран, которые решительно выступили в защиту собственных национальных интересов, таких как Испания, Румыния, Словакия, несмотря на мнение и позицию своих старших партнеров и по ЕС, и по НАТО? И будут ли в дальнейшем с нами считаться?

Неужели украинское Государство не продемонстрирует миру, что мы в этом вопросе занимаем четкую и ясную позицию, как внешне, так и внутри страны? Неужели у нашего правительства не хватит мужественности в защиту национальных интересов заявить, что Украина не признает независимости Косово, провозглашенной таким вот образом? Неужели украинское правительство и в дальнейшем оставит наших солдат и правоохранителей в Косово, чтобы они силой укрепляли незаконное образование, вместо того, чтобы срочно и безотлагательно вернуться домой?

Неужели мы не замечаем, что в принятии таких принципиальных, если не судьбоносных решений снова, как и в случае с «письмом трех» в НАТО, доминирует закулисный синдром нашего правительства? До каких пор мы будем терпеть тех, кто прижимает «демократическую» приставку к названию своих должностей, но делает заявления именем Украины, не спрашивая мнения украинского парламента и даже игнорируя Совет национальной безопасности и обороны Украины?

До каких пор доморощенные чабаны будут держать украинцев за ягнят?

Константин ГРИЩЕНКО, экс-министр иностранных дел Украины, cпециально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ