После своего недавнего визита в Москву президент Молдовы Владимир Воронин выступил с сенсационной инициативой, на которую не отваживался ни один глава молдовского государства, да и сам Владимир Николаевич еще до недавнего времени. Он заявил, что Молдова готова изменить свой, записанный в Конституции, унитарный статус на федеративный. Для этого Воронин готов даже пойти на изменения Конституции страны. Кстати, это произошло в самый неожиданный период, когда очередное заострение молдово-приднестровской холодной войны еще далеко не завершилось. Не исключено, что если бы подобная инициатива прозвучала в 1991 или в 1992 годах, то приднестровской войны не было бы, и те тысячи убитых и раненых, в основном молодых людей, жили бы счастливо и по сей день. Факт остается фактом — таких уступок Приднестровью Молдова еще никогда не предлагала. И Приднестровье после некоторой паузы отреагировало не менее сенсационно. Президент ПМР Игорь Смирнов вручил новому главе миссии ОБСЕ в Республике Молдова Уильяму Хиллу заявление, в котором лидер Приднестровья дал высокую оценку молдовской инициативе и отметил, что эта идея «позволяет надеяться на приближение сроков окончательной нормализации отношений сторон». Еще совсем недавно глава молдовского государства называл Смирнова руководителем мафиозного клана и подчеркивал, что больше не будет вести со Смирновым никаких переговоров. Сейчас, как сообщается из Тирасполя, предложения Молдовы внимательно изучаются.
В своем выступлении по национальному телевидению президент Воронин говорил, что субъектами федерации могут стать несколько регионов, включая и так называемый северо-молдовский украинский край. Он долго рассуждал о симметричной и несимметричной федерации. Я думаю, мало кто из простых граждан понял эти премудрости. А вот Игорь Смирнов в своем заявлении оказался более точным и понятным. Он заявил, что Приднестровье готово, в первую очередь, к равноправному диалогу. Он отметил, что приднестровскому руководству идея федерализации видится на принципах равенства субъектов, создания действенной системы гарантий и, что самое главное, — договорных отношений между сторонами. Он согласился на предложение Кишинева совместно выработать новый текст новой Конституции по существу нового государства.
Идея федерализации воспринята правым лагерем Молдовы достаточно настороженно, если не сказать враждебно. Правые силы, в программе которых стоит пункт объединения Молдовы с Румынией, увидели в этой идее большую неожиданную опасность реализации, даже в отдаленном будущем, воссоединения с соседней страной. В новой молдовской федерации унионистские силы окажутся если не в меньшинстве, то, во всяком случае, не будут иметь и близко такого воздействия на страну, которое они имеют сейчас.