В Молдове собираются на парламентском уровне осудить коммунистический режим и его символы, а также законодательно запретить использование понятия «коммунист» в названиях политических партий. Доклад о коммунистическом тоталитарном режиме, а также названные выше рекомендации представила исполняющему обязанности президента Михаю Гимпу президентская комиссия по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в Республике Молдова.
«Тоталитарный коммунистический режим должен быть осужден по закону за преступления, геноцид и террор. В то же время предлагаем законодательно запретить использование понятия «коммунист» в названиях политических партий и учреждений. Комиссия также ходатайствовала о запрете коммунистической и фашистской символики», — цитируют молдавские СМИ слова председателя комиссии Георгия Кожокару. Кроме того, комиссия предложила возвести мемориальный комплекс, посвященный борцам против советской оккупации и депортированным. «Предлагаем открыть по возможности в каждом населенном пункте по музею, где будут вывешены списки лиц, пострадавших от коммунистического режима. Ходатайствуем также о создании специализированного учреждения для хранения документов и дел периода коммунистического режима, чтобы можно было узнать, где и когда умерли их деды и братья, проверить эти данные в архиве», — сказал Кожокару. Как на самом деле обстоят дела с принятием доклада в парламенте и насколько реально принятие рекомендаций президентской комиссии, и как подобное решение может повлиять на политическую ситуацию в стране? Об этом «Дню» рассказал программный директор Института общественной политики Оазу НАНТОЙ.
— Доклад комиссии — это более или менее академическое исследование, которое построено на том, что впервые был обеспечен доступ к архивам. В докладе приводится фактологический материал о преступлениях коммунистического режима в советское время. Это первая часть, и тут, в общем, принципиально нового ничего не следует ожидать, потому что кто хотел, тот знал о преступлениях этого режима. Другое дело, что парламент может принять не только постановление об осуждении преступлений коммунистического режима, но и принять закон о запрете использования слова «коммунист» в названиях политических партий и символики «серп и молот». Но этот вопрос всерьез еще не обсуждался. Поэтому не будем торопиться, посмотрим, что произойдет в парламенте в ближайшее время.
— Но можно не сомневаться, что парламент осудит преступления тоталитарного режима?
— Дело в том, что вся информация о том, что происходило после сорокового года, достаточно широко известна. Потому что были депортации, был и наш местный вариант Голодомора, когда в 1946 —1947 годах здесь были случаи каннибализма под красным знаменем. Другое дело, что, возможно, в первый раз парламент, избранный демократическим путем, осудит преступления этого режима. На основе дискуссий в парламенте посмотрим, какие еще решения будут приняты.
— Г-н Нантой, не является ли все это поводом для запрета Партии коммунистов Республики Молдова?
— Конечно, все сейчас рассматривается через призму политического внутреннего противостояния. Но если мы смотрим на устав ныне действующей Партии коммунистов, то там говорится, что она является преемницей Партии коммунистов МССР. А если они преемники, то они берут на себя ответственность за преступления, совершенные этим режимом. Если бы они не имели в уставе такого положения, то могли представлять себя какими-то еврокоммунистами, которых достаточно в Европейском Союзе. Речь идет не об абстрактной идее коммунизма, а конкретных преступлениях, совершенных коммунистическим режимом на территории конкретного государства, и, соответственно, это конкретное государство может принять какое-то решение относительно использования названия этого режима и символики. Я считаю, что это не имеет ничего общего с запретом на плюрализм мнений. Тем более, что в программе и уставе Партии коммунистов Республики Молдовы ничего уже не осталось от тех коммунистических доктрин, которыми нас кормили в советское время. Это только лейбл для того, чтобы одурачивать ностальгирующий сегмент населения.
— Кстати, представитель компартии Юрий Мунтян сказал, что «запрет коммунистической символики и партии, которой отдает предпочтение большая часть молдавских избирателей, показывает, что в составе Альянса (Альянс за европейскую интеграцию. — Ред.) находятся фактически ксенофобные партии». Что вы скажете на это?
— Видите ли, коммунистическая идеология разжигала классовую ненависть и уничтожала целые сегменты населения. Партия коммунистов раскрутила такую ксенофобскую кампанию в преддверии выборов 5 апреля, что спровоцировала поляризацию общества, как будто здесь шла гражданская война, (не говоря о высылке румынского посла и всей этой румынофобии, которую они тут раскручивали). Поэтому Юрий Мунтян относится к поколению молодых и циничных коммунистов. А молодые коммунисты очень агрессивны и являются достойными продолжателями тех НКВДешников, которые расстреливали людей здесь после 1940-го года.
— В целом, как вы прогнозируете развитие политических событий в Молдове? Ведь президент в вашей стране так и не избран, что должно повлечь досрочные парламентские выборы.
— У нас есть действующий президент, действующее правительство, действующий парламент. Все есть. Коммунисты не ходят на заседания парламента, они заблокировали избрание президента и ведут себя как деструктивная политическая сила. И даже Ленин стоит.
— А где именно?
— Где-то на бывшей выставке достижений народного хозяйства, и 19 мая коммунисты водят туда детей и повязывают им красные галстуки, что, по-моему, является грубейшим насилием над психикой ребенка. Это все равно, как если бы я начал организовывать гитлер-югенд.
— Все-таки хотелось услышать от вас прогноз относительно досрочных выборов в вашей стране...
— Действительно, в статье 78 Конституции однозначно и внятно сказано, цитирую по памяти: если парламент неспособен избрать президента, тогда действующий президент издает указ о роспуске парламента и назначает дату досрочных выборов. Другое дело, что у нас остается открытым вопрос: когда? Потому что парламент не может быть распущен до 16 июня, когда исполняется один год с момента предыдущего роспуска парламента. У нас есть два проекта изменений Конституции, которые получили одобрения Конституционного Суда. Один проект выдвинут Партией коммунистов, а другой — Альянсом за европейскую интеграцию. Согласно положению конституции, эти проекты могут быть проголосованы в парламенте через полгода после их подачи. А это может быть где-то в первой половине ноября. Но на сегодняшний день очевидно, что Партия коммунистов не готова поддержать проект Альянса и, соответственно, Альянс не согласен с предложениями коммунистов. Поэтому возможность изменения Конституции в парламенте на сегодняшний день выглядит достаточно иллюзорной. Сейчас обсуждается вопрос изменения статьи 78 Конституции через референдум. Но нужно определиться со сроками этого референдума. Здесь нужно добавить, что, согласно опросам общественного мнения, 75 процентов населения Молдовы хочет возврата к прямым выборам президента, против чего категорически выступают коммунисты. Это объясняется тем, что у них нет лидера. Как в любой авторитарной структуре, Воронин все подмял под себя, и у них нет какого-то конкурентного лидера. Посмотрим, что из этого получится. Но очевидно, что досрочных выборов избежать не удастся. Остается вопрос, придем ли мы к этим досрочным выборам, предварительно изменив положение Конституции, которое предусматривает процедуру избрания президента, — или мы будем вынуждены пойти на выборы со старыми положениями Конституции с большой вероятностью продолжения этой деструктивной политической конфронтации.
Если говорить о шансах политических партий на этих выборах, то в парламент пройдет четыре партии. При этом коммунисты не имеют шансов получить большинство в парламенте. А как будет выглядеть политический пасьянс после досрочных выборов, сейчас еще говорить рано. Тем более, что эти выборы могут состояться либо в конце этого года, либо в начале следующего.
— Дата выборов зависит от принятия названных вами выше законопроектов или от другого фактора?
— Если говорить откровенно, то внутри Альянса на сегодняшний день еще нет консолидированной позиции по досрочным выборам и процедуре изменения конституции. Фактически есть срок до 16 июня. И общество ждет, что Альянс предложит какой-то внятный сценарий выхода из политического кризиса или конституционного кризиса. Надо подождать две недели, и посмотрим, какую позицию выработает Альянс — тогда можно будет делать внятные прогнозы насчет развития ситуации.
— Г-н Нантой, а не предвидятся ли изменения пункта о нейтралитете страны?
— Нет. Потому что Альянс не имеет таких планов. В ходе избирательной кампании говорилось разное. Нейтралитет никому не мешает. И его не соблюдает только Российская Федерация, которая незаконно держит войска на территории Республики Молдова.
— Как известно, во время визита российского президента в Киев была принята совместная декларация по Приднестровью, которая, по словам украинских дипломатов, должна была бы дать импульс разрешению приднестровского конфликта. Что бы думаете об этом?
— Можно уже набрать где-то полтора-два килограмма подобных деклараций. Было и совместное заявление Ющенко и Путина 15 декабря 2005 года. Ну и что? Эти декларации дипломатическим языком обрисовывают определенный круг интересов. Пессимисты в Кишиневе увидели в этой последней декларации равноправие сторон и особый надежно гарантированный статус. А это, по моему мнению, является непрямой ссылкой на меморандум Козака. Пессимисты в Тирасполе увидели себя в составе Республики Молдова на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Это декларация достаточно сбалансирована. Относительно изменения формата миротворческой операции ссылка делается на заявление от 18 марта от 2009 года, которое Воронин подписал в Москве и в котором говорится, что это возможно по итогам Приднестровского урегулирования. А в заявлении двух президентов — в контексте Приднестровского урегулирования. Здесь много мышиной возни, а эффект нулевой.
— Господин Нантой, мне в Польше некоторые евродепутаты говорили, что Молдова имеет шансы быстрее, чем Украина, присоединиться к Евросоюзу, и советовали вашей стране активизировать усилия в плане евроинтеграции. Знают ли об этом в Альянсе и знают ли, что надо делать, чтобы использовать этот шанс?
— Я не буду сравнивать шансы Молдовы и Украины. Пусть этим занимается Евросоюз. Но сейчас наша внешняя политика, наш диалог с ЕС очень интенсивный. Поэтому в Брюсселе и Вашингтоне положительно восприняли те изменения, которые произошли 29 июля прошлого года. И сейчас Республика Молдова очевидно имеет какой-то шанс выстроить отношения с Евросоюзом более эффективно и добиться определенного успеха. Но говорить о том, кто сегодня раньше вступит, наверное, еще несерьезно и слишком рано.