Молдовские коммунисты — победители парламентских выборов в республике 25 февраля — явно теперь стремятся выглядеть не столь страшными, как их, возможно, представляют. Во всяком случае, первое публичное выступление лидера Партии коммунистов Молдовы Владимира Воронина после выборов содержало три основных тезиса: не изменять сложившуюся экономическую систему, не вносить больших изменений во внешнюю политику республики, решить вопросы о присоединении к российско-белорусскому союзу и о повышении статуса русского языка только через референдум, как сообщает Интерфакс. Кого коммунисты выдвинут на ключевые должности главы парламента, президента, премьер-министра, по словам Воронина, решит пленум компартии в начале марта. И на ближайшие четыре года коммунисты обещают обеспечить Молдове политическую стабильность.
Итак, коммунисты не намерены изменять экономическую систему и возвращаться к государственно-административной системе управления, но не собираются и повышать пенсии и зарплаты «за счет внешних кредитов, грантов и гуманитарной помощи». «Если мы не возродим отечественное производство промышленных и продовольственных товаров, то источников для роста благосостояния народа не получим», — сказал по этому поводу Воронин. Одновременно коммунисты намерены тщательно разобраться с приватизацией. Воронин предлагает провести передачу предприятий за символическую плату трудовым коллективам взамен «бандитского пути разграбления заводов и фабрик, доведения их до банкротств с последующей приватизацией».
Сказал Воронин и что такое, по его мнению, сегодняшняя Молдова: «Мы маленькая и бедная страна. Поэтому нам следует прежде всего быть там, где есть наши интересы». И что прежде, чем говорить о вступлении в союз, нужно поинтересоваться мнением России и Беларуси. Воронин, кстати, заявил, что коммунисты выступают за введение двойного гражданства.
Компартия, по словам ее лидера, согласна с нынешними приоритетами внешней политики государства. Однако он считает, что понятие о «двух румынских государствах», используемое некоторыми официальными лицами Бухареста, «неприемлемо для Молдовы и не имеет перспективы в будущем». Что же касается решения проблемы Приднестровья, то, по мнению Воронина, следует решить, какие требования Тирасполя приемлемы и какие нет, и составить заключительный документ, который устроит обе стороны. Будет ли это федерация или конфедерация — «пусть решают историки».
По всей видимости, первые заявления Воронина адресованы внимательному внешнему наблюдателю. Который сможет поверить, что молдовские коммунисты способны учиться и изменяться с изменениями времени. Или же сделать вид.