Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Момент истины

«Старая Европа» и США должны действовать сообща
3 июня, 2004 - 00:00


В конце этой недели Джордж Буш, Жак Ширак и Герхард Шредер встретятся на скалистой земле Нормандии в ознаменование 60-й годовщины высадки союзных войск, с которой началось освобождение Европы. Многие эксперты рассматривают эту встречу как своеобразный повод для «сглаживания» острых углов в отношениях «старой» Европы и Соединенных Штатов. Пьер ЛЕЛЮШ и Кристоф БЕРТРАМ считают, что лидерам следует воспользоваться моментом, чтобы освободиться от взаимной неприязни, разделившей партнеров по Североатлантическому союзу из-за войны в Ираке.

Когда Соединенные Штаты начали войну против Ирака, находящегося под властью Саддама Хусейна, Франция и Германия справедливо предупреждали, что вторжение может привести к еще большему усилению нестабильности на Ближнем Востоке и возрастанию угрозы радикального исламского терроризма. Но сейчас, когда Америка и возглавляемая ею коалиция продемонстрировали свою неспособность самостоятельно обеспечить стабильность в Ираке, правительства Франции и Германии больше не могут позволить себе сидеть сложа руки и самодовольно говорить: «А мы вас предупреждали», — в то время как ситуация продолжает ухудшаться. Правительствам обеих стран сейчас следует принять серьезное и основательное участие в усилиях по урегулированию, которые теперь должны стать объединенными усилиями Запада.

Конечно, было бы лучше для всех — в том числе для Франции и Германии, — если бы нынешняя возглавляемая США коалиция добилась успеха и Ирак превратился в оплот стабильности и прогресса на Ближнем Востоке. Тем не менее, как бы ни желателен был такой результат, теперь он вряд ли возможен (если он вообще был возможен). Разделенный Ирак, воюющий сам с собой, стал бы настоящей катастрофой для региона, для международного авторитета Америки и для трансатлантических взаимоотношений.

Если США придется отступить, признав свою неудачу, то исламские террористические группы провозгласят историческую победу, что сулит Западу дальнейшее кровопролитие. Более того, Америка может с горя вновь впасть в изоляционизм, обвиняя в своей неудаче ООН и неверных европейских союзников.

Так что ставки в Ираке высоки, и для европейцев не в меньшей степени, чем для американцев. Вот почему настал момент, когда даже тем, кто с наибольшим скептицизмом относился к политике США в Ираке, следует что-то предпринять в этом отношении. Как Жак Ширак, так и Герхард Шредер неоднократно заявляли, что события в Ираке являются стратегическим вызовом их странам. Тем не менее, понимание этого факта не привело к сколько-нибудь значительным действиям с их стороны.

Недавние волнения в Ираке, напротив, укрепили позиции тех представителей администраций обеих стран, которые считают, что сейчас оснований для вмешательства их страны еще меньше. В качестве самого минимального требования Франция и Германия требуют, чтобы администрация Буша открыто признала свою неудачу и запросила о помощи. Но такое требование не только наивно (в свете борьбы команды Буша за избрание на второй срок) — нет никакой уверенности, что большинство европейских союзников Америки прислушалось бы к призыву США о солидарности, если бы такой призыв прозвучал.

Посмотреть в лицо угрозе, которую неспокойный Ирак представляет для Европы и для трансатлантических взаимоотношений — значит прекратить эти тактические игры. Передача власти в Ираке от возглавляемой США коалиции иракскому правительству и необходимость намного более существенного участия ООН предоставляет сейчас шанс выхода из кризиса и обязывает каждую из сторон прекратить позерство и подойти к делу серьезно.

Со своей стороны, правительства стран Евросоюза должны предоставить ООН — на вмешательстве которой в иракский вопрос они давно настаивали — миротворческие войска, в которых она нуждается для подготовки общенациональных выборов в Ираке, запланированных на текущий год, и попросить других присоединиться к ним в этом. Персонал ООН под защитой американских морских пехотинцев просто не в состоянии справиться с этой работой. С согласия как США, так и нового руководства Ирака, правительства стран Евросоюза должны также предложить организовать международную конференцию с участием всех сторон, заинтересованных в стабильности в Ираке, включая соседние страны, для выработки стратегии и выделения ресурсов на предотвращение соскальзывания Ирака к затяжному хаосу.

Если Европе предстоит действовать, то задавать тон должны Франция и Германия. Именно потому, что они были против войны, это сейчас единственные страны, способные восстановить единство действий Европы по обеспечению стабильности. Франция заявляет о своей особой ответственности за международный порядок, но о том же говорит и Германия; лишь несколько недель назад канцлер Шредер обосновывал стремление Германии стать постоянным членом Совета безопасности ООН ее готовностью взять на себя такие обязанности. Из всех региональных кризисов, существующих сегодня в мире, нестабильность в Ираке представляет самую большую угрозу для международного порядка.

Но Франция и Германия могут также и воспрепятствовать принятию ответственности Европы за международный порядок и за солидарность с США, оказавшимися под угрозой поражения в Ираке. Решение — за ними. Настало время обеим странам понять, что последствия их бездействия могут оказаться для региона не менее серьезными, чем для их отношений с заокеанским партнером.

Пьер ЛЕЛЮШ — депутат Национального собрания Франции от Парижа и вице-президент Парламентской ассамблеи НАТО; Кристоф БЕРТРАМ — директор Германского института международных отношений и безопасности (SPW) в Берлине.

Пьер ЛЕЛЮШ, Кристоф БЕРТРАМ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ