В Болгарии завтра пройдут общенациональные выборы в парламент. Внимание мировых наблюдателей они приковали неожиданным поворотом событий во время предвыборной кампании, когда бывший болгарский царь Симеон II решил принять участие в выборах. Мало кто надеялся, что ему удастся успешно провести предвыборную кампанию, на которую монарху было отведено всего два месяца. Если учесть, сколько сюрпризов приготовила официальная власть Болгарии коронованному новобранцу в политике, когда все его попытки, кроме единственной, зарегистрировать политические силы под своим руководством терпели крах. В Центризбиркоме Болгарии могут сколько угодно утверждать, что его представители следовали букве закона, когда не регистрировали партийный блок Симеона II. Но все эти отказы весьма красноречиво намекали на то, что регистрация сверхпопулярного среди электората Симеона II может нанести чувствительный удар по правящему в стране Союзу Демократических Сил (СДС). А потому всех «букв» закона пытались придерживаться уж слишком придирчиво. В любом случае опасения реформаторского СДС были небезосновательны: по большинству соцопросов впереди Национальное движение Симеона II, которое, судя по всему, сможет набрать до 40% голосов, тогда как СДС — только до 20%. Появление болгарского экс- царя на политической арене страны и даже на всем постсоветском пространстве стало феноменальным. Ни один из монархов (румынский или сербский) в странах бывшего соцлагеря, возвращавшийся на родину, не отваживался или не проявлял особого желания идти в политику. Симеон II рискнул и, похоже, не зря. Во всяком случае — для себя самого.
Вхождение Симеона II в активную политическую жизнь, по его собственными словам, ни в коей мере не означает изменения нынешнего конституционного строя страны, с президентско-парламентской республики на монархию. (Что в случае избрания его премьер-министром могло бы быть достаточно очевидным.) По мнению Симеона II, сейчас намного важнее позаботиться о благосостоянии населения, уровень которого, несмотря на заметное улучшение за годы руководства СДС, все равно оставляет желать лучшего. Программой Национального движения предусмотрен так называемый план экономического возрождения в течение 800 дней. Как заверяет экс-царь, этот срок избран совсем не случайно. Как успешный бизнесмен, Симеон II убеждает, что уже за первый год можно осознать все просчеты работы предыдущих руководителей и в течение следующих двух лет скоординировать усилия для резкого улучшения ситуации. Правда, большинство аналитиков упрекает Национальное движение в размытости программы, отсутствии в ней конкретных предложений относительно возможных путей развития Болгарии, тем более — резкого прогресса, которым монарх пытается склонить на свою сторону избирателей. В свою очередь, Симеон II утверждает, что не хотел перенапрягать население лишними деталями и малопонятными для широкого электората терминами...
В распоряжении Симеона II- бизнесмена, с 1946 г. жившего в Испании в изгнании, достаточно богатый послужной список — компании в Европе и Африке, его инвестиции присутствуют в сельском хозяйстве, промышленности, банковской и гостиничной сферах. Для простого болгарина личность Симеона II символична, если не сказать, сакральна.
Претензии Симеона на премьерское кресло вполне могут быть подтверждены избирателями — считается, что победа его движения на выборах фактически обеспечена. При этом большинство аналитиков прогнозируют, что новое болгарское правительство будет коалиционным при участии СДС и, возможно, социалистов или партий, представляющих интересы цыганской и турецкой этнических общин.