Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Москва—Варшава

17 октября, 2001 - 00:00

Польский президент Александр Квасневский, побывавший в российской столице на открытии дней польской науки, выглядел довольным. Еще бы! Ведь впервые за много лет он мог приехать в Москву, имея за спиной левое правительство, которое смотрит на Восток с намного большей симпатией, чем его правые предшественники. Однако парадокс польской внешней политики заключается как раз в том, что смотреть на Восток — это еще не значит смотреть на Украину. Украина — это скорее часть западного имиджа Польши, доказательство того, что Варшава и в НАТО играет роль защитника соседей от амбиций «русского медведя». Однако, когда медведь превращается в мишку, зачем от него защищать?

Мои польские коллеги говорят, что если первый срок Квасневского был посвящен развитию польско-украинского диалога, так второй скорее будет связан с диалогом Москвы и Варшавы. Должен признать, что это верно. Украинские интенции Квасневского совпадали с позицией правительства Бузека, российские — очевидно, совпадают с позицией правительства Миллера. В штаб-квартире НАТО сегодня говорят о дальнейшем сближении с Москвой. Польша много лет доказывала, что ее вступление в НАТО отнюдь не должно привести к ухудшению отношений с Россией. Теперь у Варшавы появился шанс это продемонстрировать... К тому же Россия может предложить Польше газопровод. А с защитой Украины у Квасневского вечные проблемы на Западе, к тому же потом оказывается, что сколько киевского коллегу не защищай, ему все равно с Путиным проще... Добавим к этому необходимость разрешить ситуацию вокруг Калининградской области — и картина станет понятной.

Не знаю, воспользуется ли этой ситуацией сама Россия, которая все больше втягивается в ловушку азиатских проблем, живет тем, что происходит не на российско-польской, а на узбекско-афганской границе. Однако желание польского руководства улучшить взаимоотношения с Москвой очевидно. Когда президент Квасневский говорит, что эти взаимоотношения находятся на переломе и что у нового польского правительства отношения с его российскими коллегами будут не просто хорошими, а очень хорошими, это не только слова, это реальные намерения, которые могут претвориться в жизнь уже в ближайшее время. Остается только надеяться, что у польского президента и нового правительства Польши хватит стратегического мышления не делать это за наш счет...

Виталий ПОРТНИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ