Спустя год после бомбардировок «День» опубликовал точку зрения генерального секретаря Североатлантического альянса Джорджа Робертсона относительно косовских событий. Свою точку зрения на балканский кризис предложило нашим читателям и посольство СРЮ в Украине.
Многие люди и страны нашей планеты после агрессии НАТО против СРЮ хорошо поняли настоящую суть так называемой «гуманитарной интервенции», глобальной опасности политики вмешательства во внутренние дела и нового издания доктрины ограниченного суверенитета. Поняли, что американская администрация злоупотребляет правами человека с целью подстрекательства сепаратизма и терроризма во всем мире ради осуществления своих глобальных интересов. Это опасность, которая нависла над многими странами, и по этой причине мир не приемлет диктата и шантажа. Ярким доказательством такого шантажа были переговоры в Рамбуйе. Они стали частью сценария военной интервенции и местом для сообщения ультиматума официальному Белграду: или вы соглашаетесь на создание албанского государства в Косово и введение войск НАТО на территорию СРЮ, или мы вас будем бомбить!
Агрессия НАТО и переговоры в Рамбуйе нарушили и многие другие принципы и отношения между государствами, а также правило, согласно которому договоренности должны достигаться «при добром доверии». Отдельные государства НАТО действиями своих функционеров грубо нарушили принципы «доброго доверия» (bona fides), которые подразумевают обязанность всех субъектов международного права и международных отношений воздерживаться от обмана, лукавства и т.п. Грубая агрессия самого мощного военного альянса в мире, возглавляемая США, не была только покушением на территориальный интегритет и суверенитет независимой СРЮ — члена ООН, но являлась самым тяжелым ударом по ООН и СБ как наивысшему авторитету в деле сохранения безопасности в мире. В тотальной войне против всего народа СРЮ агрессор совершил многочисленные преступления, нарушая при этом все основные постулаты Устава ООН и международного права (заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки 1975; Общая декларация прав человека; Международный пакт по гражданскому и политическому праву; Международный пакт по экономическому и культурному праву; Парижская Хартия за новую Европу, 1990 г., и акты по правам человека, демократии и правам государств, дружественным отношениям между государствами, безопасности, человечности, окружающей среде и культуре; Европейская конвенция по защите прав человека и его свобод и др.), как и все международные конвенции в области военного и гуманитарного права (правила военного права, запрещенные Гаагскими конвенциями 1899-1907 и Женевскими конвенциями о защите жертв войны, а также Конвенцией о предупреждении преступлений геноцида и о его наказании, 1948 год) и др.
НАТО, в соответствии со своими актами, может применить оружие, т.е. военную силу, только в случае вооруженного нападения на одну из стран-членов НАТО.
Правила и принципы международного права не дают полномочия НАТО, или любому другому военному или гражданскому органу и организациям, руководствуясь политическими критериями, свободно решать, в каких случаях они могут применить силу.
Вооруженная акция НАТО принесла страдания гражданскому населению СРЮ, представителям всех национальных общин, разрушила многочисленные мосты и дороги, аэродромы и порты, электростанции и электросети, объекты телекоммуникаций, школы, вузы, детские учреждения, больницы, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты, культуры и религиозные объекты, хозяйственные объекты, нефтеперерабатывающие заводы, объекты химической промышленности, ТВ- объекты.
Не было никаких причин для бомбардировки Югославии. Югославия строго выполняла все нормы и резолюции СБ ООН и не игнорировала предупреждения генерального секретаря ООН К.Анана о якобы гуманитарной катастрофе в Косово и Метохии, которой на самом деле не было. Никакую этническую чистку в Косово и Метохии югославские власти не проводили. Несмотря на все отчаянные попытки представителей НАТО доказать обратное, им это не удалось, потому что в Крае не найдены никакие массовые захоронения албанцев, которыми они хотели оправдать эту агрессию. Типичный пример лжи — захоронение в селе Рачак, где была проведена экспертиза человеческих тел, в которой участвовали и финские специалисты. Они подтвердили, что не было убийств и расстрелов мирных албанцев, а была подтасовка различных мертвых тел только для того, чтобы создать для международной общественности «оправдание» интервенции и бомбардировки СРЮ.
С начала агрессии НАТО против Югославии, с 24 марта по 8 июня 1999 года, НАТО осуществило 35.000 воздушных налетов. В воздушных налетах участвовало свыше 1.000 боевых самолетов и 206 вертолетов. Запущено свыше 10.000 крылатых ракет и сброшено свыше 79.000 тонн взрывчатых веществ, включая не менее 152 контейнеров с 35.450 кассетными бомбами, термовизуальными и графитными бомбами, которые запрещены международными конвенциями. Большинство воздушных ударов пришлось на Приштину (374), Призрен (232), Белград (212), Урошевац (205), Джаковицу (190), Кралево и Ужице (145 на каждый город), Нови Сад (114) и т.д.
Последствия трагические и самые страшные. Свыше 2.000 мирных жителей убито, свыше 6.000 тяжело ранено, многие из них останутся инвалидами до конца своей жизни. Среди погибших 30% детей, а среди раненых — 40%; 10% югославских детей (приблизительно 300.000) получили тяжелые психологические травмы и находятся на длительном медицинском лечении. Большинство этих детей стали жертвами кассетных бомб, а из-за неочищенных от таких бомб мест, их количество может значительно возрасти.
Почти 250.000 детей-беженцев из бывших югославских республик Хорватии, Боснии и Герцеговины, которые нашли безопасное пристанище в СР Югославии, вновь пережили ужасы войны. Из- за агрессии дети потеряли возможность посещать школы. Сейчас почти 100.000 учеников не могут посещать начальные школы и дошкольные учреждения, потому что многие из них разрушены бомбами НАТО.
После нападений НАТО на объекты химической и нефтеперерабатывающей промышленности миллионы граждан были подвержены отравлению газами. Вода, леса, поля также пострадали. Все это может иметь длительные последствия для здоровья всего населения и окружающей среды не только в Югославии, но и во всем регионе.
Постоянные бомбардировки туристических центров и национальных парков нанесли огромный ущерб природе и заповедным зонам. Отдельные виды флоры вымирают из-за бомбардировок НАТО.
Международный союз по защите природы и европейские организации по защите окружающей среды, внеправительственные организации были предупреждены об опасности.
После разрушения Петроварадинского моста (через мост проходил магистральный и городской трубопровод), особенно после масштабного разрушения электросистемы СР Югославии (гидро- и термостанции, трансформаторы, електропередатчики и т.п.) графитными, кассетными и термовизуальными бомбами, прекращено регулярное снабжение электроэнергией и водой. Повреждение энергосистемы вызвало массовые страдания всего населения СР Югославии, потому что серьезно пострадали все пользователи в стране, включая больницы и другие здравоохранительные учреждения, детские сады, школы и др. Только это показывает грубое и полное пренебрежение агрессора нуждами особенно уязвимой части населения: новорожденных, больных, стариков.
Длительные бомбардировки гражданских объектов сел и городов южного края Сербии Косово и Метохии вызвали массовую деструкцию, страх и панику среди населения. Тысячи граждан — женщин, детей, стариков, инвалидов из Косово и Метохии — в страхе перед бомбами агрессора вынуждены были оставить Край, и таким образом НАТО вызвал огромную гуманитарную катастрофу.
Последствия огромны и в материальном плане — ущерб от войны оценивается в свыше сто миллиардов долларов. Во время агрессии НАТО в нашей стране уничтожено около 25.000 жилищных и 78 промышленных объектов, 42 объекта энергосистемы (нефтеперерабатывающие предприятия и склады нефти), 64 объекта телекоммуникации, 66 автомобильных и железнодорожных мостов, восемь аэродромов, 32 больницы, свыше 400 школ, факультетов и детских учреждений, 74 культурно-исторических памятника и религиозных объекта и др. Последствия экологической катастрофы еще в полной мере не оценены, как и последствия использования оружия с обедненным ураном. Но поставить Югославию на колени не получилось. Ключ нашего успеха — не техника и ее превосходство. Наша армия и ПВО противостояли агрессору средствами военной техники первого и второго поколения, за исключением небольшого количества самолетов и радаров с очень скромными боевыми возможностями, ресурсы многих из них уже устарели. Надежда на абсолютное техническое превосходство — вот причина поражения НАТО. Ключ нашего успеха — человек, его способность, решимость до конца защищать свою страну, боевой дух, достойный восхищения. Ключ нашего успеха — полное согласие и единение всех политических структур, правящих и оппозиционных, как и всей диаспоры, в осуждении агрессора и решимости защищать страну.
В силах ПВО погибло 39 служащих, тяжело ранено 46. Значительные потери, т.е. разрушения, нанесены стационарным объектам, но агрессор не уничтожил югославский военный потенциал. Силы НАТО преимущественно поражали пустые и ложные позиции. В Косово и Метохии уничтожено всего 12 танков и немного военной техники. Силы Армии Югославии отступили из Косово и Метохии в полном составе и абсолютно не были повреждены. Силы ПВО уничтожили 38 самолетов НАТО, два вертолета, девять непилотируемых воздушных средств, 45 крылатых ракет НАТО. Это количество намного больше, потому что значительная часть объектов упала на соседние страны, но НАТО не признает этого, как и общих военных потерь, которые наверняка будут много больше.
Ни одна цель НАТО не достигнута. СРЮ не разбита, не сменилось руководство СРЮ, не уничтожена армия, в Косово и Метохию вошли не войска НАТО, а войска ООН, не потерян суверенитет над Краем, что гарантировано Резолюцией № 1244 СБ ООН.
Кроме того, во-первых, Резолюция 1244 гарантировала суверенитет и территориальный интегритет СРЮ и Сербии; во-вторых, вопрос Косово и Метохии решается в соответствии с принципами и в рамках ООН, а не по правилам НАТО, и в-третьих, политическое решение должно основываться на равноправии всех национальных общин и граждан Косово и Метохии, а форма этого решения — автономия в рамках Сербии, в рамках СРЮ. Эти гарантии, составляющие интегральную часть документа Ахтисаари-Черномырдин и Резолюции 1244, мы считаем окончательными и не подлежащими изменениям. Ничто из того, что противоречит этим гарантиям, то ли в форме практики, то ли в форме решения или фактического состояния, наше государство, наш народ, наше правительство, никогда и ни при каких условиях не признают.
Глубоко тревожит то, что после дислокации международных сил безопасности и гражданского присутствия в Косово и Метохии продолжаются геноцидный террор и этнические чистки против сербского и неалбанского населения. После прибытия КФОР и УНМИК из Края насильственно изгнано свыше 350.000 жителей- неалбанцев, прежде всего сербов, черногорцев, а также цыган, мусульман, турок, горанцев и др. В период с 12 июня 1999 г. по 30 марта 2000 г. осуществлено 4.564 террористических акта, убито свыше 936 человек, ранено свыше 876 и похищено 867. Разрушено или сожжено 82 монастыря и церкви и свыше 50.000 домов. Этническими чистками, сожжением и разрушением церквей, монастырей и культурно-исторических памятников разрушаются этнические корни и духовная связь Косово как колыбели сербской государственности с другими частями Сербии.
КФОР и УНМИК несут исключительную ответственность за безвластие, хаос и нарушение Резолюции 1244, потому что они стали прямыми соучастниками албанских террористов в этнических чистках и криминализации сербского Края.
Разоружение, которое является одним из ключевых положений Резолюции 1244 не проведено. Кроме того, албанская «ОАК» «трансформировалась» в так называемый Корпус защиты края и вооружается, и далее осуществляя террор и насилие с целью отделения и создания «Великой Албании» — вопреки положениям Резолюции и документа Ахтисаари- Черномырдин. Не разрешается возвращение частей югославской армии и МВД Сербии, цель которых — защищать границу и культурно-исторические памятники.
Указы специального представителя ГА ООН Кушнера не имеют под собой оснований в Резолюции 1244, они антиконституционны и рассчитаны на разрыв всех связей между Краем и Республикой Сербией.
СРЮ в своем обращении к Совету Безопасности, исходя из трагической ситуации в Косово и Метохии, и систематического нарушения всех положений Резолюции 1244 и сопровождающих документов, требует, чтобы СБ безотлагательно предпринял самые энергичные шаги и решительные меры по последовательному применению Резолюции 1244 и предотвращению всех попыток отступления и промедления в их выполнении, или же произвольных трактовок ее положений.
Агрессия НАТО против Югославии продолжается. Это продолжение имеет три основных направления. Первое — политическая агрессия или дестабилизация Югославии, прежде всего через дестабилизацию Сербии. Второе — экономическая агрессия в виде санкций ЕС, в котором большинство составляют члены НАТО. Третье — информационная агрессия.
Те силы, которые продолжают политическую агрессию против Югославии, демонстрируют незнание Югославии, Сербии, незнание нашего народа. Они не знают истории. Кажется, они не понимают значения сербской свободолюбивой традиции. Если бы они это знали, они бы вовремя поняли, что нет такой силы, которая может заставить Сербию и Югославию сойти с пути свободы, независимости и концепции равноправных отношений в мире.
Но мир и международные отношения после 24 марта 1999 года уже больше не такие, какими были.