Формально страна вправе рассчитывать на кризисный кредит Международного валютного фонда до $100 миллионов, собрав на 1,5 миллиона тонн зерна меньше прошлогоднего и неся потери от сужения российского рынка, поглощавшего 70 процентов экспорта.
«Беларусь действительно испытала шок... Но для того, чтобы кредит был предоставлен, существуют дополнительные условия — тесная политика сотрудничества с МВФ в области финансово-кредитной деятельности», — сказал «Дню» куратор страны от МВФ Адалберт Кнобл.
Миссия работала две недели по просьбе белорусского руководства, полагающего, что после кризиса в России финансовые киты в корне пересмотрят свои взгляды по поводу либерализма вообще и белорусского «экономического чуда» в частности.
Однако МВФ вслед за Мировым банком, также почтившим страну присутствием в ноябре, озвучил все те же старые рецепты, решительно отвергаемые руководством страны, — валютная либерализация, свобода для производителей продукции, приватизация, освобождение экономики от системы регулирования и всеобъемлющего чиновничьего патроната.
Сегодня страна, где средний заработок составил $30, выстраивается в очереди за дотируемыми государством продуктами, которые исчезают с прилавков. Александр Лукашенко создал даже оперативный штаб, на который возложены чрезвычайные полномочия по наполнению прилавков и поддержанию курса белорусского рубля.
«Я не могу найти ответа на один вопрос — почему на фоне роста валового внутреннего продукта наше население нищает от месяца к месяцу?» — публично задался вопросом Лукашенко. Вместо ответа он принес по телевидению извинения своему народу за не самую сладкую жизнь.
Действительно, при приростах ВВП до 10 процентов с начала года к уровню предыдущего года, инфляция в октябре возросла до 21,0 процента с 17,6 в сентябре. Белорусский рубль, перекочевавший из обменников на черный рынок, обесценился втрое. Промышленники несут убытки от лимитирования цен и невозможности купить валюту.
Ответ на риторический вопрос президента по сути дал председатель Нацбанка Петр Прокопович, отец теории оживления промышленности закачиванием пустых денег. «Без эмиссии, которая выполнила свою положительную функцию, ВВП в этом году не вырос бы, а упал на 9,5 процента, а в следующем году — на 15,0 процентов», — озвучил он по телевидению расчеты своих аналитиков.
МВФ, по сути, предлагает Беларуси, находящейся в международной изоляции, начать сначала путь реформ. Фонд при проведении радикальных реформ готов возобновить кредитование в более широких масштабах, открыть страну для западных инвесторов, которые смогут вдохнуть жизнь в ветшающее советское производство без белорусского печатного станка.
К слову, правительство и Нацбанк, уже обжегшиеся на курсе привязки к России, готовы к более решительным мерам. Однако последнее или, точнее, первое слово будет за Лукашенко, который едва ли сможет перебороть свою неприязнь к Западу.
«В любом случае 1999 год будет очень тяжелым для Беларуси. Но мы пытаемся убедить руководство страны, что при поддержке МВФ этот путь будет менее болезненным», — сказал Кнобл «Дню».
В офисе МВФ стояли коробочки с отборными куриными яйцами, которые, пользуясь дипломатическим иммунитетом, он провез в Беларусь из Литвы по просьбе сотрудниц минского офиса. В отличие от литовцев, забывших о колхозах, белорусские граждане озабочены поиском яиц, в чем им помогает президент и Совет Безопасности.
Минск