Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Накормить дракона

6 июня, 2001 - 00:00

Командующий российскими войсками на Северном Кавказе генерал Геннадий Трошев сказал наконец-то, что думают российские военные о войне в Чечне. Поделился с корреспондентом «Известий» своей мечтой о публичных казнях боевиков прямо на площадях чеченских городов и поселков — так смачно описать саму картину казни мог только советский человек, воспитанный на знаменитой картине «Зоя», посвященной последним минутам жизни Зои Космодемьянской. Гитлеровцы как раз очень любили публичные казни, документировали их и фотографировали и оказались первыми биографами будущих героев Советского Союза...

Российским политикам, конечно, не хочется таких параллелей. Они привыкли верить, что живут в цивилизованной стране. Сергей Ястржембский или Дмитрий Рогозин, которые первыми осудили Трошева, выглядят, как настоящие денди, одеваются у лучших портных, пардон, модельеров, ездят на дорогих машинах, посещают модные рестораны и отдыхают на лучших курортах. Но разве же они одни? Однако можно ли требовать от человека, которому вы приказали воевать, чтобы он также был денди? Военный — не политик, чтобы осознавать, что ведет бесперспективную войну. Генерал Трошев рассуждает просто: если ничего не помогает, нужно вешать.

Так, вместо того, чтобы похоронить дракона тоталитарного мышления, российская элита кормит его на Северном Кавказе... Так, как Трошев, рассуждает не только он один: психологические изменения, опасные и необратимые, произошли во многих, кто прошел через Чечню, кто потерял там мужа, сына, брата... А война не заканчивается, количество жертв увеличивается с каждым днем, количество втянутых в водоворот мыслей о мести, о казнях и расстрелах — также... И я даже не спрашиваю, что будет в результате этой войны с Чечней, я спрашиваю — что будет с Россией? Какие силы поддержит общество, которое будет лелеять такие мысли, за кем пойдут ветераны кавказских войн и их родственники? Не захотят ли они после публичных казней на площади в Грозном увидеть, как качаются те, кто с ними не согласен, на виселицах в центре Москвы?

Виталий ПОРТНИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ