Вчера вечером в загородной резиденции президента США в Кемп-Дэвиде вблизи Вашингтона лидеры Израиля, Палестинской автономии и Соединенных Штатов начали исторический саммит, цель которого достичь длительного и устойчивого мира между израильтянами и палестинцами. Израильский премьер Эхуд Барак и палестинский лидер Ясир Арафат при посредничестве американского президента Билла Клинтона в течение 8 дней будут договариваться о статусе Иерусалима, судьбе палестинских беженцев и возвращении земель Палестинской автономии, которая по решению законодательного органа Организации Освобождения Палестины 13 сентября может стать государством Палестина.
Хозяин саммита Билл Клинтон надеется, что в Кемп-Дэвиде таки будет подписано окончательное мирное соглашение между израильтянами и палестинцами. Именно поэтому для израильско-палестинского саммита было избрано именно то же место, где в 1978 году Израиль заключил соглашение с Египтом, героями которого стали президент США Джимми Картер, премьер-министр Израиля Менахем Бегин и президент Египта Анвар Садат. «У Барака и Арафата есть воображение, знание, опыт, способность и мужество подписать соглашение», — считает Клинтон. Здесь стоит вспомнить, что накануне визита в США израильский премьер едва избежал вотума недоверия, который инициировали его бывшие союзники. Таким образом, Барак приехал к Кемп-Дэвид без поддержки кнессета. Его кредо — «вернуться с соглашением, которое будет гарантировать жизненно важные интересы Израиля».
Накануне Барак обещал твердо противостоять возвращению к границам 1967 года и выходу объединенного Иерусалима из-под израильского суверенитета. Перед самым вылетом он заявил: «Мира любой ценой не будет». В то же время представительница Арафата Ханан Ашрави сказала, что палестинцы не отступят от своих требований и не согласятся на какое- либо частичное урегулирование. Словно в ответ израильский премьер, подчеркнув, что наступил момент истины, отметил, что допускает возможность болезненного компромиссного соглашения, если не будет альтернативы. Однако в таком случае на определенные болезненные уступки должны пойти и палестинцы.
Очевидно, что не последнюю роль на саммите сыграют и хозяева, в частности президент Билл Клинтон. Семюэл Льюис, участник кемп- дэвидского соглашения 1978 года, советует Клинтону следовать примеру президента Картера. Последний тогда отменил все запланированные встречи и ни на минуту не выходил из Кемп- Дэвида, постоянно подталкивая Садата и Бегина к компромиссам. Льюис также советует изолировать участников нынешних переговоров от прессы.
КОММЕНТАРИЙ
Анна АЗАРИ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Украине:
— Премьер-министр Израиля Эхуд Барак отбыл на эту историческую, с точки зрения Израиля, встречу, не имея в данный момент поддержки парламентского большинства. Он говорил, что оценивает шансы на успех переговоров на 51%, и я думаю, что могу присоединиться к такому, не очень оптимистичному, мнению.
Израиль уже пошел на большие уступки палестинцам в процессе мирного урегулирования. Премьер-министр Барак выехал на переговоры с пятью принципами, от которых Израиль не намерен отступать.
Во-первых, это невозвращение Израиля к границам 1967 года.
Во-вторых, Иерусалим должен быть единым городом под израильским суверенитетом.
В-третьих, Израиль выступает против дислокации любой иностранной армии на Западном берегу реки Иордан.
В-четвертых, большинство израильских поселенцев должны остаться на территории, на которую распространяется суверенитет Израиля.
В-пятых, Израиль не берет на себя ни моральной, ни юридической ответственности за возникновение проблемы палестинских беженцев.
Пристальный анализ позволяет увидеть, какое количество уступок возможно в рамках этих пяти принципов. Мне кажется, что 80 процентов спорных вопросов остались уже позади. Однако оставшиеся 20% являются наиболее критическими в разрезе исторических конфликтов. В то же время эти спорные проблемы являются наиболее важными и затрагивают исторические и религиозные вопросы, где особенно символично выглядит будущее Иерусалима.
Премьер-министр Барак выезжает на переговоры с серьезным намерением заключить соглашение в один этап. У него нет желания превращать саммит в «долгоиграющие переговоры», хотя такая возможность реально существует. Мне кажется, что обе стороны заинтересованы в разрешении проблемы до 13 сентября (день, когда палестинцы намерены провозгласить о создании своего государства).