Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

НАТО и гибридная угроза из 1990-х

или Тени прошлого в противостоянии вокруг религиозного закона в Черногории
10 февраля, 2020 - 18:41
ФОТО REUTERS

После Рождества дважды в неделю, в четверг и воскресенье, по всей Черногории и в соседних странах происходят многочисленные акции против принятого парламентом Закона о вероисповедании и правах религиозных общин. В литиях — а это «шествие и молебен во время массового бедствия» — принимают участие тысячи сторонников Сербской православной церкви.

ВЫШЕ ГОСУДАРСТВА

Главное требование верующих и глав церкви — отмена принятого в конце прошлого года закона. Сербская церковь в Черногории не хочет регистрироваться как «религиозная община», отказываясь от своей сакральности, не хочет становиться на одну ступень с католиками и мусульманами, не хочет опускаться до того, чтобы доказывать с помощью юридических аргументов право собственности на монастыри и храмы. Но, по закону, если СПЦ не докажет свое право на монастыри и храмы, которые теперь находятся под ее контролем, то религиозные объекты, бывшие в собственности Черногорского государства до его присоединения к Сербии в 1918 году, вернутся в государственную собственность. Конечно, это для Сербской церкви неприемлемо.

Главы СПЦ уверены — церковь на территории Черногории была раньше государства, и нынешняя черногорская власть не в праве указывать, что должна делать Сербская церковь. Наоборот — это церковь должна давать установки политикам. СПЦ делает это в Сербии, в Республике Сербской (в Боснии и Герцеговине), на севере Косова, где при власти сербы, и хочет делать это в Черногории. Но в Черногории к православным сербским патриархам прислушивается просербская оппозиция, а не черногорская власть.

Сторонников СПЦ в Черногории очень много — около трети всего населения. Соответственно, протесты, которые длятся в стране уже полтора месяца, со дня принятия закона, являются наиболее массовыми за все время возобновления независимости Черногорского государства с 2006 года.

В прошлое воскресенье литиями была охвачена вся страна, от Беране и Белого Поля до Будвы и Бара. Собрались на протест и обитатели столицы, Подгорицы. Десятки тысяч людей посетили молебен в главном соборе Воскресенья Христового, после чего прошли крестным шествием по улицам города. Литию возглавил митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий.

Поддержку верующим Черногории выразили и в соседней Боснии и Герцеговине. Тысячи верующих преодолели тридцать километров от Мрконича, родины святого Василия Острожского, до Требине. В монастыре Тврдош поблизости Требине участников литии поздравили епископ Димитрий Захумско-Герцеговинский и Приморский и бывший епископ этого региона, Атанасий.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ

Все мероприятия СПЦ происходят под сербскими триколорами — главным образом, под флагом церкви, где на трехцветном полотне изображен золотой «сербский крест».

Этот флаг был символом борьбы сербов в начале 1990-х в Хорватии и Боснии и Герцеговине, причем борьбы не за свободу вероисповедания или права верующих, а за «Великую Сербию». И теперь Сербская церковь вместе со всеми символами «сербства» выполняет объединительную и мобилизующую роль для сербов всего региона, невзирая на государственные границы. На литии в поддержку черногорских сторонников СПЦ выходят и в Сербии, и Боснии и Герцеговине, и в Косово, и в Северной Македонии...

Сербская православная церковь — действительно, не просто «религиозная организация». СПЦ — наиболее влиятельная политическая сила во всех сербских сообществах региона. Протесты и требования Сербской церкви в Черногории — это по своей сути политические акции, инициаторы и участники которых не просто защищают церковное имущество — они, с одной стороны, не соглашаются со сменой роли церкви в государстве в принципе, из другого — хотят влиять на государственную политику страны.

Об этой ситуации недавно детально рассказал президент Черногории Мило Джуканович. «Церковь хочет послать нам сообщение о том, что мы возвращаемся к средневековью, что Черногория является теократическим государством, что церковь выше Конституции и государства», — отметил Джуканович в интервью черногорскому телевидению RTCG, комментируя протесты, организованные СПЦ против закона о вероисповедании. По его мнению, речь идет о движении, «направленном против демократической, многоэтнической и проевропейской Черногории, за которым стоят идеологи и субъекты великосербского национализма в нашем регионе со штаб-квартирой в Сербии, но не только там». «Мы слишком рано надеялись, что идеология великодержавного национализма на Балканах была похоронена в проигрышах 1990-х. Она похоронена, но ее идеологи на Балканах никогда успокоятся», — отметил он.

Слова черногорского президента не являются пафосным заявлением. Дело в том, что Джуканович, который был политическим лидером Черногории и в начале 1990-х, знает, о чем говорит.

ПРОШЛОЕ, КОТОРОЕ НЕ ПРОШЛО

На Женевской конференции в январе далекого 1993 года международные посредники на мирных переговорах, Сайрус Вэнс и Дэвид Оуэн, предложили проект очередного мирного плана для Боснии и Герцеговины. Руководство Союзной Республики Югославия, Черногории, Сербии, Хорватии, боснийские хорваты и боснийско-мусульмане поддержали план Вэнса-Оуэна. Боснийские сербы выступили против.

5 мая 1993 г. после длительной дискуссии Скупштина Республики Сербской отклоняет мирный план из-за позиции военно-политического руководства — президента РС Радована Караджича и командующего Армией Республики Сербской Ратко Младича.

Поддержала решение боснийских сербов Сербская православная церковь. После того как руководство РС отбросило мирный план, митрополит Черногорско-Приморский СПЦ Амфилохий сказал, что они «идут путем мира», «как и царь Лазарь... к Царству Небесному». (Царь Лазарь — правитель средневековой Сербии, погиб на Косовом поле в бою с войском Османской империи).

Весной в 1994 году Контактная группа из Великобритании, Франции, Германии, РФ и США, которая занимается урегулированием ситуации в Боснии и Герцеговине, предлагает новый мирный план. Хорваты и боснийцы согласились на такой вариант. Лидеры боснийских сербов — главы Республики Сербской и армии РС — были категорически против.

В этом их снова активно поддерживает Сербская православная церковь.

В июле 1994 года, когда Скупштина Республики Сербской начала обсуждение мирного плана Контактной группы, к депутатам обратились тогдашний епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Атанасий и митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий с призывом отказаться от подписания мирного соглашения как такового, которое не отвечает интересам сербского народа. В августе 1994 года епископ Атанасий, комментируя план Контактной группы, заявил: «Суверенитет Республики Сербской должен быть реализован, и пока этого не случится, мы должны страдать. Пусть нас бомбят, но мы не можем подписать приговор, и мы не примем карту Контактной группы, которая несет с собой новые увечья сербского народа». (Источник — Srpska crkva u ratu и ratovi u njoj. Milorad Tomanic. Beograd: Medijska knjizara Krug, 2001).

Мирный план был снова отклонен. Война в Боснии и Герцеговине забрала еще десятки тысяч жизней, включительно с 8 тысячами мусульман, убитых армией Младича в Сребренице. Подписать мирный договор удалось лишь в конце 1995 года, после бомбардировок НАТО и после победного наступления хорватских войск сначала на Сербскую Страну, а затем и на Республику Сербскую.

Теперь, через 25 лет, Радован Караджич и Ратко Младич сидят в тюрьме Гаагского трибунала, а все еще действующий митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и уже экс-епископ Захумско-Герцеговинский Атанасий вдохновляют сторонников Сербской церкви на протест против закона Черногории.

Недавно, отвечая на вопрос журналиста издания «Глас Српске», могут ли в дальнейшем в Черногории быть конфликты из-за спорного закона о свободе вероисповедания, Амфилохий сообщил, что просербские политические лидеры готовы к гражданской войне.

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА С НЕБЕСНЫМИ ДИВИЗИЯМИ

Власть Черногории расценивает все, что происходит, как гибридное противостояние и готова ему противодействовать. В интервью изданию «Победа», отвечая на вопрос, «может ли нынешняя напряженность, которая вызвана протестами относительно принятия Закона о свободе вероисповедания, перерасти во что-то большее», министр обороны страны Предраг Бошкович ответил, что «правительство Черногории настроено не терпеть эскалацию протестов и любого рода конфликтов». В частности, черногорское правительство уже сформировало межведомственную группу, которая будет сотрудничать с НАТО по вопросам преодоления гибридных угроз.

Похоже, что впервые в истории Альянса придется на практике — в 21-ом веке, в Европе — решать проблему гибридных угроз безопасности страны-члена НАТО со стороны «религиозной организации».

Это противостояние «небесных и земных дивизий» выглядело бы достаточно сюрреалистически и нереально, если бы не недавняя история прежней Югославии, которая вынуждает воспринимать все конфликты в регионе очень серьезно и надеяться, что в новых исторических реалиях «балканские 1990-ые» невозможны.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ