Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

НАТО не выдвигает требования, а настаивает на выполнении задекларированного,

утверждает глава экономического директората Альянса Патрик АРДУЭН
19 декабря, 2002 - 00:00


Ошибается тот, кто считает, что для вступления в НАТО достаточно иметь только выгодное Альянсу стратегическое расположение и сильную армию. Этого бы хватило еще лет двадцать назад, однако сегодня Брюссель ставит перед государствами целый комплекс задач, о которых уже довольно много говорилось: они заключаются и в уровне демократических свобод, и в экономических показателях, и достижении эффективного гражданского контроля над вооруженными силами. Председатель экономического директората НАТО Патрик АРДУЭН, находясь в Киеве, согласился ответить на ряд вопросов, за которые отвечает его подразделение в Альянсе. Понятно, что состояние украинской экономики слишком далеко от того, чтобы уже на этом этапе говорить о присоединении к НАТО. Однако важно знать, чего ждут в Брюсселе от партнеров, подобных Украине, и на что следует обратить внимание украинскому руководству в первую очередь, чтобы вплотную приблизиться к стандартам НАТО, а заодно — и к воплощению своей евроатлантической цели.

— НАТО — прежде всего, военно-политическая организация. Какую роль в ней играет ваш экономический директорат?

— Конечно, НАТО — не экономическая или финансовая организация, имеющая такие цели, как, например, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд или даже Европейский Союз. Но экономика играет важную роль в сфере обороны и безопасности, экономическое состояние страны является одним из основополагающих факторов безопасности. Разумеется, НАТО меньше всего вмешивается в экономики своих членов, другое дело с партнерами. Мы постоянно оцениваем их экономическую ситуацию. Безусловно, мы не хотим дублировать другие международные финансовые организации, но мониторинг экономического состояния проводится из-за взаимозависимости стабильности экономической и в области безопасности. Фундаментальный критерий в этом плане — преданность страны рыночной экономике, основанной на демократических принципах. НАТО — организация, объединенная общей системой ценностей, к которым как раз принадлежат демократия и рыночная экономика.

— НАТО ставит подобные условия всем своим партнерам?

— В первую очередь упомянутое касается тех стран, которые стремятся присоединиться к НАТО. Для них и требования более строгие. Мы наблюдаем за их макроэкономическими показателями, за темпами экономического роста. Чем эффективнее воплощаются реформы, тем больше гарантий стабильности внутри самой страны и в ее отношениях с соседями. Поэтому мы и требуем экономической устойчивости от стран, которые провозгласили целью вступление в НАТО. Хотя эти требования мы не навязываем. Если страна хочет интегрироваться в НАТО, то должна иметь хорошие отношения с международными финансовыми организациями. Другой аспект связан с темпами реформ. В Плане действий, подписанном на Пражском саммите представителями Украины и НАТО, делается особый акцент на стабильности макроэкономического развития и экономических реформ. В документе определено время, за которое Украина должна продемонстрировать свои достижения в экономике. В равной степени это касается других партнеров, стремящихся к сближению, а также тех семи стран, которые были приглашены в Праге вступить в НАТО.

— Ваш визит в Киев, возможно, связан с промежуточной проверкой того, что Украина уже сделала?

— Абсолютно нет. Прошло еще слишком мало времени, чтобы подводить какие-то итоги. В Плане действий определены цели и расписание — что и за какой срок должно выполняться. Первое подобное обсуждение должно пройти через год. А мой приезд в Киев связан с участием в семинаре, где речь шла о невоенном сотрудничестве Украины и НАТО.

— НАТО ограничивается только мониторингом экономической ситуации в стране, или ставит какие-то условия партнерам?

— Мы никому не ставим условий. Например, мы не будем приказывать партнерам менять процентные ставки или говорить, что вы должны уменьшить расходы бюджета. Но мы говорим, чтобы государство учитывало критерии международных финансовых организаций, боролось эффективно с коррупцией. Или же, например, Европейский банк реконструкции и развития сообщит нам, что в такой-то стране не очень хорошо проходит приватизация, тогда мы можем обратить внимание государства на необходимость преодоления проблем в этой сфере. Для НАТО важен военный потенциал, но так же важно, чтобы этот потенциал не шел вразрез с экономическими показателями или демократическими принципами. Важно осознание связи социальной, экономической стабильности и военного потенциала. Если в государстве существует крепкий экономический фундамент, то там всегда будут руководствоваться верховенством права и не будут пытаться решать вопрос с соседями путем насилия. В то же время не следует рассматривать требование экономической стабильности, как стремление НАТО сделать всех одинаковыми или ограничить чей-то суверенитет. Между экономическим развитием стран-членов НАТО существуют различия, однако есть определенные стандарты, которых они пытаются придерживаться. Здесь речь идет не об унификации государств, а об определенных принципах.

— Какие экономические критерии наиболее важны для того, чтобы страна стала членом НАТО?

— Это — прогресс реформ. Не менее важны макроэкономические показатели. Можно иметь хорошую ситуацию в экономике, однако плохую в банковской сфере. Сюда же относится борьба с коррупцией, развитость среднего и малого бизнеса, доля теневой экономики и тому подобное.

— НАТО помогает своим партнерам деньгами, или нужно полагаться только на свои силы?

— НАТО — не кредитор или организация, одалживающая деньги своим партнерам. Скорее, речь идет о практическом сотрудничестве как на военном уровне, так и в гражданском плане. Мы сотрудничаем в научной сфере, в планировании на случай чрезвычайных ситуаций гражданского характера. В экономической отрасли проводим обмен мнениями по важнейшим вопросам. Работаем также над переподготовкой военных, пытаемся дать им навыки, чтобы они могли работать в гражданском секторе. Предлагаем для них языковые курсы.

— Как бы вы оценили нынешний уровень экономического развития Украины?

— Еще нужно много сделать. Это касается и макроэкономической стабилизации, и реформирования. Важно не просто принять решение, а воплотить его. Одно дело — задекларировать, а другое — доказать на практике. Один из важных факторов экономических преобразований — борьба с коррупцией.

— Не затормозит ли НАТО сотрудничество с Украиной из-за скандала с «Кольчугами»?

— НАТО подтверждает преданность углублению отношений с Украиной, исходя из нынешних обстоятельств. Подтверждением того является План действий, подписанный в Праге. На основе его и будем работать.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ