...Неприступный забор с колючей проволокой, спрятавшийся среди высоких сосен, настраивал на таинственное знакомство с секретным объектом. Но одинокий вахтер и отсутствие знаменитых «вертушек» на проходной никак не сочетались со статусом гиганта военной индустрии. Лишь категорическая просьба сдать фотоаппараты да наличие специальных пропусков с фото на одежде персонала напоминали о «недремлющем оке» охраны. Впрочем, то, что система контроля не бросается в глаза, еще не означает ее полного отсутствия.
Попасть сюда непросто, даже выполнив все формальности.
Центр военно-воздушной техники в Манхинге — одно из предприятий ведущего концерна «Даймер-Бенц Аэроспейс АГ». Им осуществляется техническое обслуживание авиатехники Бундесвера и НАТО.
Проводятся программы переоснащения, увеличения сроков эксплуатации и модернизации мощностей самолетов. Руководство этими направлениями ведется из Оттобрунна под Мюнхеном.
Производство компонентов и частей сборных групп авиатехники находится в Аугсбурге. Центр в Манхинге отвечает за конечную сборку и испытания военных самолетов.
Основная забота сосредоточена на знаменитом истребителе «Eврофайтер». Это детище совместной программы Германии, Великобритании, Италии и Испании.
Первый испытательный полет европейского чуда состоялся в Манхинге 27 марта 1994 года. Начиная с 2001 года, этот самолет должен будет проходить испытания в соответствующих центрах Германии, Италии и Великобритании. Но уже с начала военных действий в Югославии, число полетов военной техники над Баварией возросло. Так что не исключено, что эти сроки уже пересмотрены. А в 2002 году его примут на вооружение немецкие, итальянские и испанские военные. Истребитель подобного типа высоко специализирован и мобилен. Боевые самолеты типа «Toрнадо», назначение которых состоит в уничтожении наземных целей, не могут столь успешно выполнять защиту воздушного пространства, как это делает «Еврофайтер». Разница между первым и последним примерно такова, как различие между грузовиком и гоночным автомобилем «Формулы-1».
По мнению специалистов, еще не существует самолета, который бы мог по своим характеристикам сравниться с «Eврофайтером». Даже американский Ф-18 по своим возможностям уступает этой модели. Все это открывает новые экспортные возможности. Особенно велик интерес у Норвегии. Не прочь обзавестись новой техникой и Канада, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Корея, Греция, Бразилия, Сингапур и Австралия. ФРГ приняла решение закупить 180 таких самолетов. Эта модель оборудована самой современной техникой, дающей пилоту возможность вести управление самолетом даже с помощью голоса. Английский с баварским акцентом? Для новинки это не проблема!
...Наше передвижение на юрких микроавтобусах с «мигалками» по территории Центра военно-воздушной техники прервала шумная толпа молодых ребят с рюкзачками. Если бы их встретил в городе, подумал бы — школьники. Но здесь? Может быть, такая же, как и у нас, группа экскурсантов?
Сопровождающий ответил на недоуменные взгляды в его сторону: «Это наши обучающиеся». 100 человек только в Манхинге станут будущей сменой. Около 3,5 лет длится обучение авиамехаников и электриков. Они составляют 43 процента из работающих здесь 1300 сотрудников. Всего 6 процентов — инженеры. Еще 41 процент приходится на техников. Их обучение дополняется двухлетней практикой. Особенно охотно на это предприятие берут представительниц прекрасной половины человечества. Кто сказал, что производство оружия — не женское дело? Конечно, «первым делом — самолеты», но и девушки здесь не забыты. Если юноши принимают свое решение по традиции (например, здесь уже работает отец) или каким-то другим, иногда меркантильным принципам, то девушки приходят сюда по призванию. А это уже редкость в наши дни. Впрочем, «слабый» пол в военной индустрии перестал быть исключением. «Eврoфайтер ГмбХ» насчитывает 26 процентов женщин — от инженеров до секретарш. А в кабине пилота? Для Марио Чели, шеф-пилота это лишь вопрос времени.
...Войдя в первый из сборочных цехов, мы были озадачены увиденным. И речь не столько о мощи техники, сколько о том, что и здесь «есть надписи на русском языке».
Как не выбросить слов из песни, так и не представить нынешнюю военную авиацию без истребителя МиГ-29, который на мировом рынке стоит более $ 30 млн. Это больше, чем цена золота того же веса, что и самолет. В Германию они попали еще во времена «железного занавеса». После развала Берлинской стены стратегическое наследство перешло к новым хозяевам… МиГ-29 можно по-прежнему встретить в небе уже объединенной Германии. А поскольку сборка и техобслуживание российского истребителя не обходится без россиян, встреча с инженерами из Москвы была вполне естественной, хотя и неожиданной. Собирать эти самолеты на месте дешевле, чем покупать готовую продукцию. Вот и летают производители по всему миру вслед за своим детищем. Немецкие специалисты не прочь и сами лучше освоить российскую технику. Для этого они даже проходили стажировку в России. Но воспоминания о режиме секретности остались крайне неприятные. Если в Германии обучающийся получает, по образному выражению нашего гида, на килограмм веса самолета несколько кило документации, то в России даже законспектированные лекции немцам не позволили увезти с собой. Впрочем, знакомого с (пост)советскими порядками это вряд ли удивит, ведь даже на военных кафедрах университетов еще сохранились плакаты на выходе «А ты не забыл сдать секретные документы?»
Глядя на мощь авиатехники, невольно задумываешься и о том колоссальном потенциале опасности, скрытом в ней. Загрязнение окружающей среды авиасредствами — просто цветочки. Ягодки начинаются при использовании всего этого «по назначению»… «Eврoфайтер» гарантирует на продолжительное время только для Германии около 18 тысяч рабочих мест в области современных технологий. Для Европы это число еще более впечатляюще — почти 150 тысяч. Военная индустрия является одним из основных работодателей региона и сулит колоссальные прибыли. Поэтому даже россияне, при всей натянутости отношений с НАТО, стараются не упустить свой кусок пирога. Однако какими бы ни были суммы возможной прибыли, они меркнут при сравнении с теми жертвами, которые приносят конфликты. Воздушная война НАТО потребовала 11 миллиардов немецких марок. Но как оценить человеческие жертвы и разрушенные судьбы? Военную авиаиндустрию эти проблемы, похоже, не беспокоят. Вот и бродит снова призрак третьей мировой по Европе, которая так и не научилась извлекать уроков из прошедших войн.