Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — структура в определенной степени эфемерная. Много говорится о нецелесообразности ее существования. О том, что она отчасти принимает на себя функции других международных организаций — ООН либо Совета Европы. Из-за нечастых сообщений об ОБСЕ, ее вполне можно было бы занести в специально созданную для этого «Красную книгу». Не может пожаловаться на недостаточное внимание организация разве что во время выборов: тогда у Миссии ОБСЕ от прессы просто нет отбоя. В Украине к наблюдателям уже привыкли, поскольку присутствуют на украинских выборах они не впервые. Привыкли и к их однотипным отчетам: «Миссия зафиксировала одиночные случаи нарушений во время выборов, но в целом они не сказались на результатах выборов». Со стопроцентной гарантией можно утверждать, что выводы миссии не будут отличаться особой оригинальностью и в этот раз. Впрочем, судить о работе наблюдателей от ОБСЕ, которых прибудет в Украину около 300 (одна из самых многочисленных групп международных наблюдателей), читатель может уже сейчас. На вопросы «Дня» отвечает Посол Миссии наблюдателей ОБСЕ за выборами в Верховную Раду Украины 2002 года Майкл ВАЙГАНТ.
— Каковы ваши первые впечатления от предвыборной кампании в Украине?
— Еще слишком рано делать какие- либо комментарии. Запрещают мне давать их сейчас и правила ОБСЕ. Пока продолжается предвыборная кампания, будет продолжаться и наша работа. У нас несколько экспертов, каждый из которых занимается определенной сферой избирательного процесса. У нас есть эксперт по масс-медиа, по избирательным системам, юрист и эксперт, который занимается политическими кампаниями. Также имеется административный штат, обеспечивающий поддержку миссии. Приблизительно с 1 марта у нас включились в работу тринадцать групп по два человека в роли долгосрочных наблюдателей в регионах. Мы встречаемся с представителями власти, неправительственных организаций, избирательных комиссий разных уровней, с политическими деятелями. Также у меня проходят встречи с дипломатическим корпусом, представителями международных организаций, у которых существует интерес к украинским выборам. В конце недели мы ожидаем прибытия около трехсот краткосрочных наблюдателей, которые будут наблюдать непосредственно за голосованием. Среди наблюдателей есть также люди, которых мы пригласили от неправительственных организаций, дипломатических миссий. Рассчитываем на приезд приблизительно 50 депутатов от европейских парламентов, которые будут представлять Парламентские Ассамблеи ОБСЕ и Совета Европы. Прибудет несколько членов Европарламента. В день голосования, то есть 31 марта, они будут посещать избирательные участки, а в конце будут наблюдать за подсчетом бюллетеней. 1 апреля, где-то в полдень, мы планируем провести пресс-конференцию, на которой обнародуем предварительный отчет с выводами о ходе выборов. В начале мая мы сможем опубликовать уже окончательный отчет.
— Возникали ли какие-то трудности у наблюдателей на нынешнем этапе?
— У нас сложилось хорошее сотрудничество с ЦИК и окружными избирательными комиссиями. Имеем хорошие отношения с властью как центральной, так и на местах. Также к нам приходят представители партий и блоков, которые делятся собственными впечатлениями от выборов.
— Так что к экстремальным условия работы наблюдателей в Украине вы бы не отнесли?
— Трудности могут возникать. Они могут заключаться, например, в том, как будут добираться наблюдатели в регионы. В целом же мы не ожидаем никаких чересчур непредвиденных проблем. У нас есть опыт наблюдения за выборами в Украине 1998-го и 1999-го годов. Так что мы вашу страну довольно хорошо знаем. Я возглавлял здесь Представительство постоянной миссии ОБСЕ фактически в течение года с 1997-го по 1998 й. Я рад был вернуться и побывать в вашей стране еще раз.
— Каким образом составляются предварительный и окончательный отчеты наблюдения за выборами? Учитываются ли при этом мнения всех наблюдателей?
— Конечно, да. Как я уже сказал, сейчас в Украине работают долгосрочные наблюдатели. Когда закроются избирательные участки, свои доклады нам пришлют краткосрочные наблюдатели. Рано утром мы проведем с ними небольшую встречу. Учитывая то, что территория Украины большая, и не все наблюдатели будут иметь возможность своевременно добраться до Киева, такие встречи будут проводиться на региональном уровне краткосрочных наблюдателей с долгосрочными. Все их взгляды, впечатления будут собраны в один отчет. Мы должны все учесть, чтобы отчет был последовательным, и происходящее 31 марта было бы отражено в нем. Краткосрочные наблюдатели будут иметь определенный перечень вопросов, с которыми они пойдут на участки и с которыми будут работать.
— На прошлогодних президентских выборах в Белоруссии происходили довольно интересные вещи по поводу отчета ОБСЕ. Часть наблюдателей от ОБСЕ заявила, что их мнения не были учтены во время составления отчета. Больше того, они обвинили ОБСЕ в предубежденности и в том, что отчет был подготовлен задолго до дня выборов... В Украине подобного не произойдет?
— Я не знаком с белорусским делом, так как персонально в этом участия не принимал. Существует определенный формат при принятии отчета, и он уже испытан временем. Однако, разумеется, могут быть люди, которые будут иметь собственное мнение, могут не согласиться с ним. Это было бы чрезвычайным событием, чтобы триста человек согласились с одной точкой зрения.
— Вы не боитесь, что отчет ОБСЕ может стать предметом внутриполитической борьбы в Украине?
— Миссия ОБСЕ работает здесь по приглашению министра иностранных дел, что свидетельствует о заинтересованности Украины в том, чтобы выборы были открытыми и честными. Практически наша работа базируется на методологии, отработанной уже в течение десяти лет, и это дает нам определенные гарантии в отражении реального состояния вещей во время выборов. Как этот отчет будет использован в Украине или другими членами ОБСЕ, будут решать они сами. Думаю, за последние лет десять ОБСЕ получила репутацию организации, дающей объективный взгляд с учетом опыта наблюдений в десятках стран.
— В чем смысл составления отчетов наблюдателями, в наблюдениях в целом? Встречался ли вам хоть один отчет, который принес бы результаты?
— Мы не наблюдаем для собственного удовольствия. Наблюдения важны для самой страны. Мы прибыли по приглашению, а потому наш отчет Украина может использовать, как захочет. Государство, которое проводит у себя наблюдения, может улучшить в будущем законодательство, усовершенствовать избирательную систему. Существуют определенные стандарты, принятые 55-ю странами-членами ОБСЕ, оформленные в Копенгагенской декларации. Все 55 стран согласились, что выборы должны проходить именно по ним. Если не ошибаюсь, в 1990-м году члены ОБСЕ решили проводить наблюдения за выборами и составят о них отчеты.
— А кто наблюдает за наблюдателями, за тем, насколько они объективны?
— Вы.
— Заметили ли вы определенные специфические черты ведения предвыборной кампании в Украине, возможно, некоторые «ноу-хау»?
— Это — новое избирательное законодательство, в котором учтены комментарии и замечания, представленные Советом Европы и ОБСЕ. Мы верим, что нынешнее законодательство совершеннее того, которое было в 1998-м году. Сейчас нам надо увидеть, как оно будет использоваться на практике.
— Совершенный закон о выборах можно считать гарантией честных и прозрачных выборов?
— Хороший закон способствует хорошим выборам. Но, повторюсь, для этого закон должен выполняться. Сам дух законодательства значит намного больше, чем буква закона. Мы получили от украинской стороны подтверждения, что здесь заинтересованы в свободных и прозрачных выборах.
— Когда, на ваш взгляд, независимое наблюдение за выборами превращается в прямое вмешательство во внутренние дела страны?
— Мы считаем, что не вмешиваемся, а занимаемся только наблюдением. Мы не контролируем и не надзираем. Результат успеха избирательного процесса будет зависеть прежде всего от украинского народа.
— По вашему опыту, явление административного ресурса, о котором так часто говорят относительно выборов в Украине, присуще только молодым демократиям, или и зрелым?
— Может случиться всякое. Впрочем, в последний раз, когда я был наблюдателем на выборах в Эстонии три года назад, то вопрос админресурса не возникал вообще. Там отсутствует этот феномен. Относительно других стран я затрудняюсь сказать.
— А вы сами гражданин какой страны?
— Соединенных Штатов.
— И как там с админресурсом?
— В США избирательный процесс очень отличается от украинского. Нет такого органа, который бы отвечал по функциям вашей ЦИК. Наши выборы проходят снизу вверх, а не сверху вниз. То есть избирательная система формируется на определенном уровне — на уровне села, графства или штата. Если хотите, каждый из 50 американских штатов имеет свою избирательную систему. Например, в моем штате Мэн, где проживает до 800 тысяч избирателей, каждое село или городок формирует собственный избирательный аппарат. Когда участки закрываются, и голоса подсчитаны; результаты выборов передаются в администрацию штата. То есть вся операция происходит снизу вверх. Такая тенденция сохраняется, в принципе, в других штатах.
СПРАВКА «Дня»
Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была основана в начале 70-х годов под названием Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, как форум для диалога между Востоком и Западом. Сегодня ОБСЕ состоит из 55 стран-участниц, включая США, Канаду, все страны Европы и республики бывшего Советского Союза. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ находится в Варшаве и отвечает за воплощение в жизнь прав человека, демократии и расширение верховенства закона во всем регионе. Бюро наблюдает за выборами, за соблюдением обязательств по правам человека. Отдел по выборам БДИПЧ служит центром по вопросам, связанным с избирательным процессом. Он информирует государства-участники о приглашениях наблюдать за выборами и является координационным центром для наблюдательных миссий ОБСЕ.