Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Недалеко отошли...

В Гори собираются восстановить памятник Сталину. Иванишвили молчит, интеллигенция тоже... Почему?
1 августа, 2013 - 11:43
РАБОТА НИКОЛАЯ ПАВЛУСЕНКО. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ РАБОТ «ГОЛОДОМОР ГЛАЗАМИ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ». ХРАНИТЕЛЬ — МОРГАН УИЛЬЯМС
СВЕРЖЕННЫЙ ГЕНЕРАЛИССИМУС НА ОДНОМ ИЗ СКЛАДОВ. «ЖИВУЧИЙ»... / ФОТО С САЙТА NTV.RU

В Грузии разгорается очередной скандал с восстановлением памятника Сталину. Казалось, что после фильма «Покаяние», который был снят еще до начала перестройки в СССР и который вышел на экраны в январе 1987 года, грузины первыми очистятся от сталинского наследия. Однако последние события в этой стране убеждают, что прошлое их не отпускает и что это своего рода «инфекция», которая, не исключено, привносится извне.

Как известно, в Грузии уже было восстановлено два памятника: в одном селе и райцентре. На этот раз речь идет о восстановлении большого шестиметрового памятника «вождю народов» в его родном городе. Этот памятник был установлен перед мэрией Гори в 1952 году и демонтирован в июне 2010-го. Причем характерно, что, как и в предыдущих случаях, инициаторами восстановления стали местные органы власти. Министерство культуры и охраны памятников Грузии очень быстро откликнулось на решение муниципалитета Гори и дало согласие на установку монумента перед Домом-музеем Иосифа Сталина.

Президент Грузии Михаил Саакашвили очень резко отреагировал на это сообщение. «Это антинациональное, антигосударственное действие, которое толкает Грузию к международной изоляции. Восстановление памятника Сталину в Гори является плевком в души погибших в войне грузинских героев», — заявил он. При этом глава государства призвал премьера страны Бидзину Иванишвили запретить водружение памятника советскому тирану.

Напомним, что во время своего последнего визита в Украину, в ноябре 2012 года, Саакашвили, комментируя сообщения о восстановлении памятника Сталину в одном из райцентров Грузии, сказал, что достаточно спокойно относится к этому. «Вряд ли Сталин доминирует в умах грузин. Это скорее реакция на то, что в настоящий момент происходит... восстановление памятника — своего рода проявление свободы» (?! — Ред.), — отметил тогда президент.

Пока не было реакции нынешнего главы правительства, у которого с введением в действие изменений в Конституции гораздо больше полномочий, чем у президента. Но зато глава администрации президента Андро Барнов радостно воспринял эту новость. «Поздравляю. В Гори возвращается памятник Сталину. Честь восстановлена!» Что уж тут сказать о чести. Своеобразное понимание.

«День» обратился к грузинскому политологу Давиду Бериташвили и главному редактору газеты «Резонанси» Лаше Тугуши с просьбой прокомментировать решение властей о восстановлении памятника Сталину в Гори:

Давид БЕРИТАШВИЛИ: — Среди многих жителей Гори существует пиетет (на счет монумента Сталина), и это они стали поднимать вопрос поставить его обратно. Чтобы не раздражать горийскую публику, новое правительство вынесло соломоново решение: восстановить его поближе к музею имени Сталина. Также считается, что он в какой-то мере будет привлекать туристов. А еще — может принести пользу властям на очень маленьком горийском электоральном рынке. Но в нормальном международном аспекте — это саботаж против Грузии.

Все, что бывают в Доме-музее Сталина, удивляются крайней односторонности экспозиции. В нем царит 100% апологетика «великого вождя». Но ведь Иосиф Виссарионович был не только членом антигитлеровской коалиции! Он еще и «автор» ГУЛАГа — явления мирового масштаба — когда миллионы людей были загнаны в нечеловеческие условия. При Сталине происходили массовые расстрелы...

Лаша ТУГУШИ: — Желание властей Гори вернуть памятник Сталину выглядит очень странно. Мне как гражданину Грузии не очень приятно, что такой вопрос принимается местным самоуправлением.

Какую роль в этой ситуации должен играть премьер Иванишвили?

Д. Б.: — Электорат премьера составляет много маргинальных групп, которые ненавидят предыдущий режим. Это — сторонники Сталина, люди, которых выпустили из тюрьмы, гаишники, которых разогнали в один день. Однако я не думаю, что Иванишвили — поклонник Сталина. Премьер не вмешивался в это, по крайней мере, не высказывался по этому поводу.

Л. Т.: — Не имеет значения, был ли Сталин грузином или нет. Какая разница? Он был у власти и представлял кровавый режим. Мы не хотим смотреть в прошлое, мы хотим строить демократию и развивать гуманистическое государство. Вопрос сталинизма в Грузии не обсуждается уже давно. В стране есть консенсус, что это было плохо. К сожалению, у некоторых грузин есть иные настроения, но им надо тогда еще больше объяснять, что из себя представлял режим Сталина. Это не только ГУЛАГ, но и то, что его режим перебил цвет грузинской интеллигенции и Грузия очень от него пострадала.

Я не понимаю, почему возник этот вопрос, а позиция центральной власти выглядит не очень убедительно. Она должна более четко и ясно реагировать на это. У нас не хватает ясной политики, чтобы придерживаться этого.

Можно ли считать оправданием для властей и жителей Гори то, что памятник и музей Сталина привлекут больше туристов и соответственно больше средств в городскую казну?

Д. Б.: — Памятник Сталину — это все-таки какой-то политический символ. С другой стороны, Сталин — историческая фигура. Он почти 30 лет правил огромной страной... Наверное, власти и горийцы что-то слышали об этом (сталинских репрессиях. — Ред.). Но когда есть вера, то как аргументы могут на нее повлиять? Я, например, видел отдельные случаи, когда православные группы людей ходили с иконами, на которых вокруг портрета Сталина был нимб. Горийский муниципалитет так поступил, чтобы быть популярным среди избирателей.

Л. Т.: — Это в основном та часть населения, которая жила при этом режиме и воевала. Это немолодое поколение. Для них Сталин — другой символ. Важно, что большинство оценивают его режим как преступный.

Что вы можете сказать о роли грузинской интеллигенции в просвещении народа и в частности относительно роли Сталина, сталинского режима?

Д. Б.: — Среди грузинской интеллигенции что-то нехорошее происходит. И как выяснилось, у нас там было много апологетики. Премьер-министр до того, как пришел к власти, развернул гигантскую программу благотворительности. Есть список из 3500 человек, которым в течение нескольких лет оказывалась помощь. Естественно, у нас для ученых и артистов были не очень светлые времена, потому что страна была нищая. В это число входили все члены Академии наук, все артисты, имеющие звание выше «заслуженного». Поэтому им оказывали необходимую (финансовую. — Ред.) «помощь». Но если вам дают в месяц три тысячи долларов — это не пособие для выживания, это намного больше. Когда стало известно, что у человека, «дающего» деньги, есть амбиции стать первым лицом страны, все охотно согласились и стали брать эту «помощь». Этим он достигнул двух целей. Первая — те, что склонялись в его сторону, еще больше «укрепились» в этом. Вторая — тем, которые не воспринял бы его «воцарения» и порядков, заткнули рот. Грузинскую интеллигенцию сейчас держат в кукольном состоянии...

Л. Т.: — В свое время у нас были дискуссии по этому поводу. И этот вопрос уже давно решен, и большинство граждан Грузии это понимают. Может, в начале 1990-х годов это было актуально, но было до того, как открыли архивы, а по телевидению прошли дебаты. Люди находились долгое время под пропагандой и думали по-другому, но они открыли глаза. Грузины узнали, кто подписывал расстрельные списки и сажал людей в тюрьмы. Поэтому мы постепенно переменили свое отношение к тому режиму. В свое время интеллигенция Грузии много сделала для того, чтобы к Сталину сформировалось такое отношение. Но это не значит, что не надо напоминать и продолжать этого. Главное, чтобы в головах не осталось маленьких диктаторов. Мы же, все-таки, «новая демократия», и для нас сам процесс демократизации и национализации страны очень актуален. Если мы не будем продвигаться в эту сторону, то вместо феномена Сталина возникнет какой-то другой. Фамилия не имеет значения. Поэтому главной обязанностью грузинских властей и интеллигенции является дальнейшее продвижение в сторону демократии, чтобы не было возможности скатиться назад и вернуться даже к комическим формам авторитаризма и тоталитаризма. Я уверен, что построить реальную диктатуру в Грузии невозможно. А фигура Сталина уже в очень далеком прошлом...

* * *

Как говорится, хотелось бы верить. Но что-то мешает разделить уверенность грузинских коллег. Может, тень от памятника в Гори?

Игорь САМОКИШ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ