Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Недопетая революция и народные массы Молдовы

21 апреля, 2009 - 20:25

Неоднократно встречал в блогах на различных сайтах вопрос: «А что же у них там в Кишиневе происходит?» Речь шла не о погроме парламента и резиденциях президента. Это все увидели, потому что об этом рассказало телевидение, а интернет — просто забит кадрами тех событий. Какие мотивы этих действий? Какова цель этих действий? Что за ними стоит? Кто организовал? Эти вопросы остаются невыясненными и витают в воздухе.

Когда на Майдан в Киеве несколько лет назад вышли люди, то все было более-менее понятным. Народ недоволен, оппозиция его поддерживает и все закончилось изменением власти в стране. А могло бы не закончиться. Могли бы остаться ставленники Кучмы. Но и в этом случае у нас все было бы понятным.

В Кишиневе коммунистический президент Воронин тыкает пальцем в оппозицию вместе с Румынией и почему-то Сербией и негодующе говорит: «Это все они!» Оппозиция с не меньшим обличительным азартом гневно машет руками в сторону красных, а кое-кто еще и в сторону Москвы, и не менее негодующе повторяет ту же самую фразу: «Это все они!»

Между тем, у автора этих строк создалось стойкое впечатление, что власть имущие не поняли природы этого явления. Возможно, все потому, что мыслят они исключительно в системе координат «власть — оппозиция». Всего прочего для них или не существует, или оно имеет второстепенный смысл. Их мозги так устроены, что они не способны согласиться, как будто без их призыва или разрешения народные массы могут действовать самостоятельно, проявлять собственную волю.

Мне кажется, что именно так и случилось в Молдове. Другое дело, что потом те же народные массы не знали, что делать со своей молодой студенческой энергией, в какое русло ее направить. Поэтому в дальнейшем эту энергию начали использовать политики. Кое-кто на следующий день после начала протестов подослал бандючков, которые били окна правительственных структур. Кое-кто начал визжать, что это все, чтобы отвлечь внимание от провалов в политике, или от фальсификации выборов.

Беда только в том, что сами народные массы, возможно, тоже не понимают того, что произошло. Потому что действовали они не для достижения какой-то цели, а просто так — чтобы выплеснуть свои отрицательные эмоции. Народные массы в Молдове, как и в свое время у нас, свои надежды связывают исключительно с властью — вот придет на должность такой-то, или такая-то политическая сила и все у нас сразу станет лучше, светлее, справедливее.

После бунтов на организованном оппозицией митинге ко мне подошла какая-то тетенька из толпы и нервно спросила, почему я не интересуюсь правильной информацией, а собираю Бог знает что. Под «правильной информацией» она имела в виду речи со сцены политиков, а под «Бог знает что» — мысли народа, которые я собирал вне сцены. Потом она все время ходила за мной и всем моим собеседниками говорила, что я провокатор. Этот случай — прекрасная метафора, которая отображает положение в Молдове. Этой представительнице народа, которая не любит нынешнюю власть, кажется, что истина может звучать только из уст власть имущих. Из ее собственных уст такая истина звучать не может.

Этой женщине вместе с народными массами еще надлежит разочароваться в тех, кому она сегодня верит, в тех, кто, если не сегодня, то завтра придет к власти. Придет время и она будет говорить о политиках: «Все они одинаковые!» А следующими шагами должно быть происходящее исподволь в нас — самоорганизация общества.

А, пока что, революция в Молдове не то, чтобы не удалась, а вышла какая-то недопетая.

Юрий ЛУКАНОВ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ