Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Недружественное заявление Орбана

Как далеко могут зайти требования соседей к Украине?
13 мая, 2014 - 18:53
ФОТО РЕЙТЕР

Официальное заявление венгерского премьер-министра Виктора Орбана о необходимости автономий и двойного гражданства для венгров, которые живут в соседних странах, в частности в Украине, не является чем-то уж слишком неожиданным или не прогнозируемым. Подобные призывы звучат уже несколько десятков лет, однако до сих пор это делали общественные активисты или политики «третьего эшелона». Причем, активизируются такие настроения, когда в Украине наступает политическая нестабильность.

Так и теперь — 28 марта, после крымского «референдума» и помпезного «возвращения Крыма в лоно матери», 40 культурных и религиозных организаций закарпатских венгров обнародовали заявление-обращение к руководству Украины и Закарпатья с рядом требований политического и культурно-образовательного плана, среди которых краеугольными, безусловно, являются признание закарпатских венгров государственно созидательной и коренной нацией и в соответствии с этим предоставление национально-культурной автономии, признание института двойного гражданства. Большинство из заявителей на территории края малоизвестны, а отдельные вообще в первый раз засветились только в связи с этим документом.

Обнародование требований «аполитичных» закарпатских венгерских общественных активистов удивительным образом совпало во времени с антиукраинским демаршем депутата ПАСЕ от праворадикальной партии «Йоббик» Томаша Гауди на сессии Европарламента, куда он пришел на дебаты в футболке с надписью «Закарпатье законно принадлежат Венгрии».

Неприятно, что к таким шагам венгры  прибегли именно сегодня, когда Россия начала непровозглашенную войну с Украиной, потому что именно российский империализм не раз душил и вольнолюбивые намерения венгров — в 1849 и 1956 годах, разворачивал массовые репрессии по окончании Второй мировой войны. Что побуждало их забыть о виновниках насильственной гибели где-то в Сибири символа их национального возрождения Шандора Петефи и тысяч других жертв оккупационной армии российского генерала Ивана Паскевича, о расстрелянном сталинско-хрущевскими пособниками Имре Надя, о десятках тысяч венгров, которые погибли в сталинских «трудовых» лагерях на Донбассе, или же должны были бежать с родины? Казалось бы, что в условиях сегодняшней общей угрозы все граждане Украины должны были бы сплотиться. Не тут-то было...

Кто-то со стороны может подумать, будто в области нет условий для национально-культурного развития, получения образования. В действительности же есть на Закарпатье венгроязычные детсады, десятки школ с венгерским языком обучения, есть венгерский институт в Берегове и венгерский факультет в УжНУ. Финансируется все это не только за счет спонсорства из Венгрии, но и, в не меньшей мере, из государственного бюджета Украины и из местных бюджетов. Уровень соблюдения языковых прав венгров на Закарпатье значительно выше, чем у членов ЕС — Словакии и Румынии. Когда евроинтегрированные соседи достигнут нашего уровня в этом отношении, тогда и Украина может подумать о чем-то большем.

Что касается требования двойного гражданства. Как решат этот вопрос украинские законотворцы де-юре — покажет время. Де-факто оно уже есть: приблизительно 80—90 тыс.  закарпатских венгров (и не только) получили венгерские паспорта. Однако в стремлении получить венгерское гражданство доминирует не столько политический, сколько социальный мотив: живут такие граждане на две страны — зарабатывают в Венгрии, где более высокие зарплаты, а тратят в Украине, где цены ниже.  Первопричиной этого является, прежде всего, не стремление закарпатцев сменить страну жизни, а реальная возможность обустроить там жизнь: легально найти лучше оплачиваемую работу, эффективно лечиться без поборов, получить образование без взяток, вести бизнес без «откатов» чиновникам и «откупных» контролирующим органам, получать достойную пенсию и еще много того, что до сих пор является недосягаемым как простому мадьяру, так и простому украинцу в Украине. То есть все то, против чего Украина и взорвалась Майданом, события которого почему-то насторожили венгров Закарпатья.

Как далеко могут зайти сегодняшние автономистские требования соседей к Украине? Пока что однозначный убедительный ответ дать сложно. Понятно одно: если украинское сообщество и государство адекватно и аргументировано не отреагируют — последующий перечень требований будет расширен новыми пунктами, на фоне которых автономия будет выглядеть забавой.

«КАК ДОЛЖНА РЕАГИРОВАТЬ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ?»

Светлана МИТРЯЕВА, директор регионального филиала Национального института стратегических исследований в г. Ужгороде:

— ...В этом вопросе есть очень много нюансов: с одной стороны, подписывается соглашение о сотрудничестве между кандидатом на должность Президента Украины Петром Порошенко и «КМКС» Партией венгров Украины. Настоящий документ обещает всевозможные преференции для венгерской общины в Украине по решению их вопросов. Это — своеобразный предвыборный «десерт» для получения электоральной поддержки.

С другой стороны, известно, что еще в марте с.г. в Будапеште под зданием Министерства иностранных дел Венгрии прошел митинг в поддержку двойного гражданства венгров в Украине и предоставления автономии Закарпатью. Венгерское МИД от этого отстраняется, и говорит, что это — заявление общин. Но следующим шагом является то,  что  40 венгерских организаций Закарпатья (которые не являются политическими партиями) поддерживают идею такой автономии. Они направили соответствующее заявление исполняющему обязанности Президента Украины, Александру Турчинову премьер-министру Арсению Яценюку, главе Закарпатской ОГА Валерию Лунченко, председателю Закарпатского облсовета Ивану Балоге. Следующим последовательным шагом является заявление Общества венгерской культуры Закарпатья (ОВКЗ-КМКС) от 14 апреля 2014 года, где идет речь о том, что организация считает необходимым предпринять решительные шаги относительно законотворческой деятельности и выполнения законов Украины в сторону имплементации и реализации прогрессивных европейских норм, в том числе и возможного признания множественного гражданства. Таким образом, мы наблюдаем «мягкий сценарий» реализации Венгрией национальных интересов на территории Украины в тяжелых условиях политической нестабильности. Отмечу, что национальные интересы Венгрии четко прописаны в разных венгерских стратегиях, и они никогда не скрывали того, что главным приоритетом для Венгрии является защита национальных меньшинств и создание автономий на территории всего Карпатского бассейна, в том числе и в Украине.

На примере Украины можно наблюдать подмену национального интереса, о которой предупреждал основатель концепта «национального интереса» Ганс Моргентау. По его определению национальный интерес любого государства состоит из двух компонентов: неизменного и второстепенного. Сутью неизменного является выживание национального государства. Ко второстепенным, переменным относятся любые конъюнктурные интересы групп, имеющиеся в определенный период времени. При этом, в тех государственных устройствах, где есть условия для политической полемики, всегда найдутся те, кто будет утверждать, что само достижение переменных элементов национального интереса необходимо для выживания государства. Также национальные интересы страны могут подменяться интересами других государств через национальные меньшинства, или этнические группы, которые являются гражданами этого государства, но сознательно или бессознательно проматывают интересы государств, с которыми ассоциируют свое происхождение.

Таким образом, ставится вопрос, имеет ли Украина свои национальные интересы? Что  касается Венгрии, то она и в дальнейшем будет делать все для того, чтобы стандарты двойного/множественного гражданства были имплементированы и в Украине, апеллируя к европейским ценностям.

Исходя из вышеприведенного, Украине необходимо вносить изменения в Конституцию и признавать двойное/множественное гражданство, как реальность, существующую в Украине.

«НА ЗАКАРПАТЬЕ НИКАК НЕ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ СУДЬБА КРЫМА»

Чилла ФЕДИНЕЦ, доктор философии, старший сотрудник Института исследований меньшинств Центра общественных наук Венгерской академии наук:

— Двойное гражданство существует в Венгрии с 1990-х гг., и никоим образом не навязывается за рубежом. Это стало результатом начала реформ, которые смягчили права на получение венгерского гражданства.  С 2010 года тем, кто имеет венгерское происхождение или знает венгерский язык, получить гражданство можно облегченным путем.

Отдельные страны не признают двойное гражданство, и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, и все венгерские политики заявляли, что это — личная ответственность граждан: брать им или нет гражданство других стран.

За последние 20 лет в Украине этот вопрос стал заангажированным. В политических и даже повседневных разговорах это связывалось с сепаратизмом. События последних месяцев подтверждают это. Но вопрос предоставления двойного гражданства касается не только венгерского меньшинства в Украине, но и  многих других нацменьшинств — румын, русских и др. Наверное, и среди украинцев есть немало тех, кто имеет двойное гражданство.

Вопрос об автономии — это вопрос не сегодняшнего дня. Что касается Закарпатья, есть действительный референдум, который состоялся в декабре 1991 года, результаты которого никто не отменял. На нем были два вопроса — предоставление особого статуса Закарпатской области и создания венгерского округа в Береговском районе.

Я не думаю, что Виктор Орбан пользуется слабостью Украины, делая такие заявления. Если бы этот вопрос только начинался, то это можно было бы связывать. Все это начиналось намного раньше, даже сначала шла речь не о двойном гражданстве, а о карточке венгра — наподобие карточки поляка, которая тоже применяется на территории Украины. Актуализация этого вопроса только напугает межгосударственные отношения и отношения между людьми.

Венгрия не отрицает двойное, а то и несколько гражданств. В апреле были выборы в венгерский парламент. Согласно закону о нацменьшинствах, в Венгрии признано 13 национальных меньшинств, среди которых и украинцы. У каждого из  них будут референты в венгерском парламенте, которые в ходе всех дебатов  будут выражать мнение соответствующих сообществ. Украинское меньшинство в венгерском парламенте будет представлять Ярослав Хортяни.

Что касается заявления партии «Йоббик» о том, что Закарпатье принадлежит Венгрии и возможно повторение «крымского сценария». На Закарпатье никоим образом не может повториться судьба Крыма. Венгерская партия «Йоббик» сыграла роль, которая не к лицу европейской партии, когда она сказала, что признает референдум в Крыму, хотя весь мир был против. Если предоставлять венграм автономию на территории Украины, то как быть с другими нацменьшинствами, особенно русским? Сейчас вопрос автономии на Закарпатье не является самым актуальным. Но когда ситуация наладится, то нужно подумать, как переорганизовать самоуправление в стране — какие права предоставить разным регионам и на какой основе.

«ЭТО НЕ САМОЕ УДАЧНОЕ ВРЕМЯ, КОГДА ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА СОСЕДНЕЙ ДРУЖЕСТВЕННОЙ СТРАНЫ ГОВОРИТ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ...»

Григорий МЕСЕЖНИКОВ, президент института общественных проблем, Братислава:

— Что касается двойного гражданства,  то для нас это политически острый вопрос, особенно после того, как был принят закон о двойном гражданстве в Венгрии. В Словакии был принят контрзакон, который оказался довольно неудачным. По этому закону граждан, которые переходят в гражданство другого государства, лишали словацкого гражданства. Это был плохой ответ. И у нас была большая критика, особенно со стороны оппозиции и со стороны представителей венгерского меньшинства. Но это не переросло в большую проблему, потому что из полумиллиона словацких граждан венгерского происхождения лишь несколько сотен подали заявление на вступление в венгерское гражданство.

Что касается автономии, это часть постоянной повестки дня венгерского правительства, особенно возглавляемого Виктором Орбаном. Но в Словакии возникновение территориальной автономии невозможно по конституции. Изменение территориального устройства страны возможно только в случае принятия специального конституционного закона. Но такой закон не может быть принят, потому что ни одна из словацких партий не поддерживает автономию. Даже две венгерские партии открыто территориальную автономию не поддерживают. В этом отношении возникновение такого типа автономии в Словакии полностью исключено.

Считаю, это не самое удачное время, когда председатель правительства соседней дружественной страны может вообще говорить о территориальной автономии в ситуации, когда Украину, можно сказать, разрывает на части российская агрессия. Здесь я ожидал бы более взвешенного подхода, который бы не осложнял ситуацию в Украине.

Может быть, Орбан отрабатывает 15-миллиардный заем у Путина на строительство АЭС?

— Вряд ли это связано непосредственно с этим. Это традиционная часть политической повестки дня венгерских правительств. В венгерской конституции есть специальный параграф, обязывающий правительства поддерживать особые отношения с венграми, проживающими за рубежом. Установление автономии — конечная цель усилия венгерского государства в соседних странах. Хотя необходимость введения автономии по-иному рассматривается в таких странах, как Словакия, Румыния, частично — Хорватия и Украина. Ведь Украина не является членом ЕС, и здесь больший риск для того, чтобы эта концепция была в практической области использована.

Хочу отметить, что такая политика не находит особой поддержки в Брюсселе. Помимо этих проблем, деятельность прошлого правительства, во главе которого тоже стоял Виктор Орбан, была довольно часто объектом критики европейских институтов. Сомневаюсь, что Виктор Орбан найдет для поддержки своей концепции много союзников в Евросоюзе. Он останется, по сути дела, одиноким.

Подготовили Игорь САМОКИШ, Мыкола СИРУК, «День» 

Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ