Германия готова к председательству в Европейском Союзе и с радостью принимает эстафету от Финляндии. Стоит отметить, что одновременно с 1 января 2007 года Германии по ротации переходит и председательство в G8 — (группе восьми наиболее развитых стран мира). «Речь идет о председательстве, которое нас очень радует», — так прокомментировала готовность Германии к выполнению новых обязанностей немецкий канцлер Ангела Меркель на специальном заседании кабинета, на котором была представлена программа председательства в Совете ЕС и ключевые позиции европейской политики на этот период. Она призвала членов коалиции, оппозицию и земельные правительства оказать поддержку и «взяться за председательство объединенными национальными усилиями». 17 января немецкий канцлер официально представит программу председательства Германии в Совете ЕС депутатам Европейского парламента. Вчера презентация этой программы состоялась в посольстве Германии в Украине. Этот документ под названием «Европа — достигнем успеха вместе» по объему состоит из 35 страниц. Немецкая программа основывается на 18-месячной программе, которую составляют в соответствии с председательством трех стран: Германии, Португалии и Словении — по порядку председательства. При этом учитывается программа председательства Финляндии и программа стратегии Европейской комиссии на 2007 год.
Выступая перед депутатами немецкого парламента, Меркель обозначила следующие приоритеты председательства. В первую очередь, речь идет об энергетической политике, исследовании и инновационной деятельности, инициировании конкретного плана-графика восстановления конституционного процесса в ЕС, а также о сокращении бюрократической рутины. Немецкий лидер также пообещала содействовать политике добрососедства со странами, граничащими с ЕС, в частности, с Украиной и странами Черноморского побережья.
Во время председательства в «восьмерке» главными приоритетами Берлина будут снятие инвестиционных барьеров, привнесение дополнительной прозрачности в международные рынки капитала, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, борьба с пиратской продукцией, совершенствование защиты окружающей среды и энергетическая безопасность.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКЦЕНТ
Среди названных приоритетов едва ли не наибольший акцент Меркель делает на конституционном процессе. Она предостерегла немецких депутатов относительно опасности «исторического провала» в случае непринятия до выборов в Европейский парламент в 2009 году соглашения о конституции ЕС. Меркель заявила, что будет настаивать на установлении плана- графика в отношении застопоренного конституционного процесса после того, как в 2005 году Франция и Голландия отклонили проект европейской конституции. По словам канцлера, немецкое правительство и она лично будут интенсивно работать во время председательства, чтобы такой конституционный договор, основывающийся на общих ценностях, вступил в силу. В то же время она признала, что эта проблема не может быть решена до конца председательства Германии в ЕС. «Мы поставили себе задачу до конца председательства определить дорожную карту для будущей имплементации конституции», — отметила Меркель.
В ОДИН ГОЛОС
Немецкий канцлер отметила, что Европе нужно «общее понимание ценностей, в частности, свободы, демократии, уважения прав человека и верховенство права». По ее словами, «будущее европейской интеграции должно быть связано с этими ценностями. Поднимая вопрос о борьбе с терроризмом и оружием массового уничтожения как главной угрозы для ЕС, канцлер призывала евросообщество, членами которого являются 25 стран, «говорить в один голос» в борьбе против новых угроз. Призывая к тесному сотрудничеству, Меркель отметила, что объединенная Европа достигнет успеха, а разъединенная ослабит силу этого содружества. По ее словам, ЕС должен говорить в унисон «сильным голосом», когда содружество берется за урегулирование международных кризисов. В качестве примера она назвала Иран и ситуацию на Ближнем Востоке, где «у нас огромные проблемы». В то же время Меркель добавила, что Германия надеется вдохнуть новую жизнь в Ближневосточный «квартет», в состав которого входят ЕС, США, ООН и Россия, и который пытается быть посредником в конфликте между Израилем и палестинцами, а также «Хизбаллой» в Ливане.
ВАЖНОСТЬ РАСШИРЕНИЯ
В приоритетах Германии бегло вспоминается о расширении ЕС. Следует отметить, что в стратегии Европейской комиссии достаточно критически оценивается способность ЕС к расширению в связи с институционными и финансовыми последствиями, вытекающими из этого. Этот вопрос недавно обсуждался на саммите Евросоюза. Тем не менее, на заседании Совета министров ЕС 15 декабря Меркель отметила, что расширение и в дальнейшем имеет важное значение для ЕС. Канцлер заметила, что эффект прошлых расширений был чрезвычайно позитивным. По ее словам, после создания единого рынка в 1993 году было создано 2,5 млн. рабочих мест, и Германия очень выиграла от приема в ЕС десяти новых членов в мае 2004 года. Что касается будущего расширения, то Меркель сказала, что главы государств и правительств не сделали критерии членства более жесткими, поэтому страны, которые хотят присоединиться к европейскому содружеству, должны отвечать этим критериям. Пока что, по словам Меркель, среднесрочную перспективу членства в ЕС имеют такие страны, как Албания, Босния, Сербия и Македония.
Пока никак не определена перспектива для стран, которые не могут получить полноценное членство в ЕС. Для них Германия предлагает развитую программу добрососедства и партнерства. При этом отмечается, что эти страны должны со своей стороны обеспечивать не только безопасность и благосостояние, но и поддерживать общеевропейские ценности.
В общем, немецкий канцлер довольно решительно настроена на председательство в ЕС. Комментируя будущее председательство, она сказала, что Германия готова принять дружескую поддержку со стороны стран-членов ЕС. Меркель считает, что сложилась позитивная атмосфера для решения поставленных задач.
КОММЕНТАРИИ
Ольга АЛЕКСАНДРОВА , немецкий эксперт по России и Украине:
— Я не думаю, что Украина будет занимать большее место в повестке дня Европейского Союза, чем это было до сих пор. На это существует целый ряд причин. Во-первых, недавно произошло заседание глав государств Евросоюза, на котором не был закрыт вопрос дальнейшего расширения ЕС. Но теперь расширение будет рассматриваться очень осторожно. И пока речь может идти о Хорватии, которая является более продвинутой среди всех претендентов на вступление в евросообщество. После этого могут быть рассмотрены такие балканские государства, как Македония, Албания. Относительно других государств пока официальные или полуофициальные заявления представителей Евросоюза не выходят за пределы соседства. Во-вторых, перед ЕС стоит целая куча проблем и прежде всего речь идет о структуре самого Евросоюза, насколько управляемой является эта организация. Поэтому в центр своего полугодового председательствования Германия хочет поставить, — а время покажет удастся это или нет, — вопрос о Европейской конституции. Кроме того, опосредованно негативно на вопрос Украины также влияет перипетии вокруг вступления в ЕС Турции, с которой проблем только прибавляется.
Я думаю, в восточной политике Германии будет сделан определенный акцент. Хочу отметить, что восточногерманская политика все менее становится политикой самой Германии. Это в большей мере уже политика самого Европейского Союза. Конечно, тут как тень постоянно нависает проблема взаимоотношений ЕС с Россией. Прежде всего, это связано с газом, с зависимостью Европы вообще и в особенности Германии от поставок российского газа. А с другой стороны, целый ряд событий, начиная с конца прошлого, заставили многих пересмотреть мнение о России.
Кто больше влияет на выработку восточной политики: однопартийцы Меркель или бывшего канцлера Герхарда Шредера? Я бы не стала говорить, что партии влияют на выработку внешней политики Германии. Следует отметить, что восточная политика Шредера была во многом политикой самого Шредера. И в тогдашней коалиции не все были согласны с некоторыми заявлениями Шредера. К примеру, для Партии зеленых, как партнера по коалиции, некоторые заявления бывшего шли достаточно далеко. Но с другой стороны, существует политика правительства. Я должна сказать, что в сегодняшнем правительстве и коалиции я не вижу особых противоречий в позициях по отношению к восточной политике Германии. Признано, что Россия является стратегическим партнером. Это обусловлено и энергоресурсами, среди немецких предпринимателей имеется интерес к инвестированию в Россию. А во всем остальном в отношениях с Россией, особенно после многих событий этого года, имеется определенная сдержанность как в одной, так и в другой партиях. Я не думаю, что сейчас существуют противоречия по вопросам восточной политики. А если они есть, то, возможно, касаются лишь некоторых нюансов. И потом в восточной политике Германии нельзя ставить акценты только на России или на проблемы Украины. Важное место занимают проблемы с Польшей, особенно после прихода к власти братьев Качинских. Поскольку отношения между Берлином и Варшавой ухудшились.
Что должна делать Украина, чтобы использовать председательство Германии для продвижения своих интересов в рамках евроинтеграционного курса? Я всегда говорила и могу повторить, что единственный способ для Украины состоит в том, чтобы вести максимально хорошую политику, как экономическую, так и внешнюю политику, осуществлять реформу юридической системы. То есть, не давать повода для критики Украины как незрелой, недемократической страны, в которой царит хаос и коррупция. Это единственный способ, как можно лучше себя показать.
Несомненно, личные контакты всегда очень полезны для развития отношений. Но нельзя всю политику сводить только к личным контактам. Потому что личности приходят и уходят, а страна остается, а также остаются следы от общей внешнеполитической линии.
Аркадий МОШЕС , эксперт Финского института международных отношений:
— Я не знаю, будет ли председательствование Германии успешным, но, думаю, что оно будет достаточно активным. Немцы принимают от финнов целый ряд портфелей с задачами, по которым ведется работа. Но Германия достаточно четко дала понять, что собирается сконцентрироваться на активизации конституционного процесса. А в том, что касается внешней политики, немцы в целом достаточно серьезно намерены подойти к политике на восточном направлении. Безусловно, для них будет также важна российская проблематика. Но, они уже четко дали понять, что собираются действовать в том направлении, чтобы запустить диалог со странами Средней Азии. И это, безусловно, тоже будет иметь выход на энергетическое досье. Они собираются серьезно подойти к целому ряду других проблем. Что касается Украины, то не исключено, что Германия во время своего председательствования попытается реализовать задумку выведения в отдельнцю категорию стран, непосредственно граничащих с Европейским Союзом, прежде всего, Украины и Молдовы, и создания для них особой несколько более привилегированной дополнительной категории в рамках европейской политики добрососедства. Посмотрим, получится ли это? Но, намерение в положительном плане выделить эти страны, на мой взгляд, присутствует.