На днях в Киеве побывала делегация Комитета по вопросам Европейского Союза Немецкого Бундестага во главе с председателем, паном Гюнтером Крихбаумом. «Цель визита, — рассказал он на пресс-конференции для журналистов, — заключалась в том, чтобы с одной стороны получить актуальную картину о политических событиях, экономической и безопасностной ситуации в стране, а с другой — способствовать росту понимания между народами». Между тем представитель блока Союз 90/Зеленых Мануэль Саррацин, выражая общее мнение немецкого парламента, в своем выступлении опроверг информацию, что Украине угрожают непродолжением санкций против России, если не будут приняты конституционные изменения и закон о выборах на Донбассе, которые предусмотрены Минском-2. «Санкции были введены в связи с поведением России и могут быть либо частично, либо полностью отменены, когда это поведение существенно изменится или станет несколько мягче», — отметил депутат. Вместе с тем он отметил, что самым важным и самым весомым аргументом, который смог бы убедить наших партнеров, наше общественное мнение в целесообразности продолжения сохранения санкций», было создание Украиной все правовых предпосылок для выполнения своих обязательств по Минску-2.
Как видят в Германии выполнение Россией Минских договоренностей, учитывая заявление самой Меркель, которая отметила на переговорах с Порошенко, что при данных условиях выборы проводить на Донбассе невозможно. Об этом в эксклюзивном интервью «Дню» — Гюнтера КРИХБАУМА.
«МЫ ПОСТОЯННО БУДЕМ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕ САНКЦИЙ, ПОКА НЕ ИЗМЕНИТСЯ ПОВЕДЕНИЕ РОССИИ»
— Действительно, частью Минских соглашений является проведение выборов. Но предпосылкой этому должно стать выполнение первого пункта — прекращение огня. При этом мы не должны путать роли. Украина является жертвой нападения со стороны России в смысле аннексии полуострова Крыма и оккупации восточной части Украины. Поэтому я ожидаю не только прекращения огня, но и отведения тяжелого вооружения из зоны конфликта со стороны России. А за этим должны последовать соответствующие шаги Украины, чтобы никогда больше оружие не возвращалось в этот регион. До тех пор, пока оружие не замолчало, мы не можем говорить о надлежащем проведении местных выборов в этом регионе. И мы надеемся, что такие предпосылки будут созданы.
— Но вы же знаете: цель России — создать «замороженный горячий конфликт на Донбассе и привязать Украину к себе. И в целом даже здесь в посольстве называют Россию непредсказуемой, когда ставится вопрос, выполнит ли Москва Минские договоренности до конца этого года.
— Если вы сами говорите, что в посольстве это говорят, значит, не ставится под сомнение то, что мы видим и как мы это оцениваем. Мы прекрасно знаем, от кого агрессия исходит. Нам всем прекрасно известно, что после того как бывший президент Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которая имела целью ни что иное, как приближение Украины к свободам и ценностям Европы, взорвались массовые протесты. Почему люди вышли на улицу? Не потому, что хотели иметь больше денег. Речь шла о большем: они хотели опираться на такие европейские ценности, как свобода, правовое государство и демократия. А именно эти ценности в России воспринимаются как угроза. Российское правительство не хочет больше демократии и больше свободы для граждан. А страна, которая стремится к этому, находится буквально перед дверью России и могла бы излучать угрозу инфекции. Но сильный президент не должен был бояться своего народа, я сейчас говорю о Путине, а должен был прислушиваться к своему народу и делать ставку на демократию. И потому мы как депутаты немецкого Бундестага хорошо понимаем, что Россия должна здесь шевелиться. А потому мы постоянно будем высказываться за продолжение санкций, пока не изменится поведение России.
— И вы думаете, что такое возможно?
— Но и сам президент Путин признал на пресс-конференции, что санкции действуют, и у него огромные проблемы из-за падения цен на нефть. Ведь Россия мыслит свою внешнюю политику как политику поставки. И все хорошо, пока не снижается цена на энергоносители, тогда можно дорого продавать свои энергетические ресурсы на мировых рынках. Когда же происходит обвал цен, как это наблюдается в последнее время с нефтью, тогда страна сталкивается с огромными проблемами. А санкции добавляют к этому остальные. Поэтому пану Путину нужно будет хорошо задуматься над тем, сможет ли он продолжать свой курс, не подвергая свою страну экономическому кризису. Честно говоря, мы сами этого не хотим, но все в его руках. Хочу сказать одну важную вещь в завершение. Украина имеет нашу поддержку. Нас как депутатов, а также как это можно судить по активному участию нашего министра иностранных дел, федерального канцлера в «нормандском» формате, Украина имеет также и поддержку нашего немецкого правительства.
— А что вы скажете о таком явлении в вашей стране, как Putinversteher, что с немецкого переводится: «Те, кто понимает Путина»?
— Учитывая это, как раз и важно, чтобы благодаря этому визиту мы сохраняли внимание к Украине в немецких СМИ. В последнее время Украина исчезла с первых страниц как европейских, так и немецких масс-медиа. И это побуждает многих как в Европе, так и в Германии к неправильному выводу, что ситуация успокоилась. И появляется вопрос, почему в таком случае продолжать санкции против России? Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы Украина интенсивно и активно присутствовала в европейских СМИ. Мы знаем о ситуации в вашей стране, и пока она такой остается, нет никаких оснований для отмены санкций.