На парламентских выборах в Швейцарии, состоявшихся в это воскресение, получила победу правая Народная партия. За нее проголосовали более 27% избирателей. Партия, построившая свою кампанию на призывах к усилению контроля за иммиграцией и настаивающая на необходимости сохранения знаменитого швейцарского нейтралитета, отныне будет иметь 55 мест в нижней палате парламента страны, в которую входят 200 депутатов — это больше, чем у любой другой партии. Только на одно место меньше будет у социал-демократов, которые до сих пор играли ведущую роль — они получили 23% голосов. Правоцентристская Партия радикальных демократов и христианские демократы потеряли соответственно шесть и девять мест в Национальном Совете. Неплохой результат у Партии зеленых — они будут иметь тринадцать мест в нижней палате парламента.
Как отмечает АП, успех Народной партии действительно поразителен — по данным агентства, на протяжении 70-ти лет ни одна из швейцарских политических сил не получала на выборах такого количества голосов. (Хотя стоит отметить низкую активность электората — только 42% швейцарских избирателей воспользовались своим правом голоса). Лидер правых мультимиллионер Кристофер Блохер, как и его единомышленники француз Жан-Мари Ле Пен, австриец Йорг Хайдер и последователи Пима Фортайна в Голландии, акцентировал внимание избирателей на экономических проблемах, росте безработицы и преступности. Его способы агитации вызвали осуждение Комиссариата ООН по делам беженцев — на своих предвыборных плакатах Народная партия изображала иммигрантов преступниками и наркоторговцами. Это при том, что около 20% населения Швейцарии составляют выходцы из других стран. Блохер и его сподвижники также высказывались против вступления Швейцарии в ООН, резко критиковали жажду других партий относительно присоединения страны к Европейскому Союзу, а в конце 90-х годов обвинили швейцарское правительство в том, что оно «сдалось» на требования еврейских организаций, настаивавших на необходимости выплаты швейцарскими банками компенсаций жертвам Холокоста.
Ксенофобские настроения в швейцарском обществе выросли за последние три года. Примечательно, что на референдуме 24 сентября 2000 года 60% избирателей высказались против сокращения квоты на проживание иммигрантов с 20% до 18%.
Одним из первых последствий победы Народной партии для Швейцарской Конфедерации станет решение судьбы правительства, которое на протяжении почти полувека формировалось на основе устоявшейся системы представительства. С 1959 года социал- демократам, христианским и радикальным демократам принадлежали по два места в кабинете, а Народной партии — одно. Теперь Блохер, конечно, требует больших полномочий для своей партии. Поэтому в Швейцарии уже началась дискуссия о том, по какому принципу следует формировать правительство, чтобы оно было способно решать проблемы страны — в частности, и те, на которых построила свою победную кампанию Народная партия.