Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Никакого карт-бланша Полсону

29 сентября, 2008 - 19:52

На Капитолийском холме комплекс мер по спасению стоимостью 700 млрд. долларов, предложенный министром финансов США Хэнком Полсоном, столкнулся с трудностями. И неудивительно, поскольку эти меры не были продуманы. Конгресс должен был бы снять с него всякую ответственность, если бы выдал министру финансов карт-бланш. В предложении конгрессу даже было указано, что решения министра не подлежат рассмотрению каким-либо судом либо административным органом — олицетворение грез Буша об унитарном правлении.

Отчеты Полсона не внушают уверенности по поводу того, что стоит давать в его распоряжение более $ 700 млрд. Его действия за последнюю неделю привели к кризису, который требует немедленного решения. В понедельник по его вине потерпел провал банк Lehman Brothers; министр также отказался использовать правительственные средства для спасения компании AIG. Ко вторнику он вынужден был изменить свое решение и выдать AIG краткосрочный кредит в размере $85 млрд. США.

Кончина банка Lehman разрушила рынок ценных бумаг. Огромная сумма средств, вброшенная на денежный рынок, «обрушила доллар», и инвестиционные банки, которые полагались на рынок ценных бумаг, столкнулись с трудностями финансирования своих операций. К четвергу колебания на денежных рынках стали еще шире, и мы оказались так близко к краху, как не были со времен 30-х годов. Полсон снова пошел на компромисс и предложил системные меры по спасению.

Полсон раньше уже получал карт-бланш от Конгресса. Это были меры по спасению Fannie Mae и Freddie Mac. Это решение привело рынок недвижимости в наихудшее состояние: руководства этих фондов знали, что если он воспользуется карт-бланшем, они потеряют работу, поэтому они сократили штат и сделали ипотеку более дорогой и менее доступной. В течение нескольких недель рынок заставил Полсона взять управление ими в свои руки.

Предложение Полсона купить обесценившиеся, связанные с закладами ценные бумаги являет собою классическую проблему асимметрии информации. Ценные бумаги сложно оценить, но продавцы знают о них больше, чем покупатели: в процессе любых торгов, министерство финансов останется в проигрыше. В предложении также присутствует скрытый конфликт интересов. Пока казначейство не переплатит за ценные бумаги, эта схема не поможет. Но если схема используется, чтобы выручить неплатежеспособные банки, то что же тогда налогоплательщики получат взамен?

Барак Обама обрисовал в общих чертах четыре условия, которым нужно следовать: определить как верхние, так и нижние границы налогов; создать двухпартийный совет для надзора за процессом; оказать помощь владельцам недвижимости, равно как и держателям ипотеки; и ввести ограничения на размеры компенсации для тех, кто наживается на деньгах налогоплательщиков. Это правильные принципы. Они могли бы быть реализованы более эффективно с помощью капитализации ведомств, которые обременены обесцененными ценными бумагами, а не с помощью их избавления от обесценившихся ценных бумаг.

Вливание правительственных денежных средств было бы менее проблематичным, если бы они вкладывались в акции, а не в бухгалтерский баланс. 700 млрд. долларов в привилегированных акциях было бы достаточно, чтобы заделать дыру, возникшую в результате лопнувшего пузыря жилой недвижимости. И напротив, прибавление 700 миллиардов, со стороны спроса, не остановит падения цен на недвижимость. Что-то должно быть сделано и на стороне предложения. Чтобы предотвратить снижение цен на недвижимость, число лишений прав выкупа заложенного имущества должно быть минимальным. Сроки выплат по закладным должны быть адаптированы к платежеспособности домовладельцев.

Комплекс мер по спасению оставляет эту задачу нерешенной. Создание необходимых модификаций является тонкой задачей, представляющейся более трудной, учитывая факт, что многие закладные были разделены и заново упакованы в форме обеспеченных долговых обязательств. Интересы держателей различных частей закладных вступили в конфликт. Решение этих конфликтов заняло бы слишком много времени, если бы схема модификации закладных была включена в комплекс мер по спасению. Однако комплекс мер может подготовить почву для совершенствования закона о банкротстве, потому что он имеет отношение к основному жилищу.

Теперь, когда кризис прогрессирует, для его разрешения требуется крупномасштабный план спасения. Верным направлением является восстановление исчерпанных бухгалтерских балансов банковской системы. Не каждый банк заслуживает спасения, но можно рассчитывать на то, что эксперты Федеральной резервной системы сделают правильные выводы.

Правления, отказывающиеся признать последствия своих прошлых ошибок, могли бы быть лишены кредитных средств ФРС. Доступность правительственных средств должна также привлечь частный сектор к участию в капитализации банковского сектора и разрешению финансового кризиса.

Джорж СОРОС – председатель правления Фонда Сороса

Джорж СОРОС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ