Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая концепция «силы»

19 июля, 2000 - 00:00

Новая концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Владимиром Путиным в конце июня и презентованная в Киеве послом РФ в Украине Иваном Абоимовым, очевидно, стала последней точкой в теоретическом оформлении той «новой России», которую Путин обещал своим избирателям. Новая концепция прямо утверждает намерение России стать великой мировой державой и призвана обеспечить ей благоприятные внешние условия для экономического развития в опоре прежде всего на собственные силы. Иными словами — это концепция государства, уверенного в себе.

Новая концепция, как и прежняя, исходит из принципа «взаимного учета интересов» — термина, который западная дипломатия предпочитает не употреблять, и о разделе интересов (или сфер влияния) — речь открыто не вести. В то же время новой российской концепции присущи более жесткие, чем в прежних документах, формулировки. «Тенденцию к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США» Москва считает одной из угроз своим национальным интересам, по-прежнему противостоит расширению НАТО, считает недопустимым приуменьшение роли ООН, ее Совета Безопасности и ОБСЕ. Одновременно неприемлемыми названы попытки внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» и «ограниченного суверенитета» — имея в виду последнее применение силы НАТО против Югославии в обход СБ ООН.

Россия желает интегрироваться в мировую экономику, содействовать привлечению иностранных инвестиций, содействовать российскому предпринимательству за рубежом — и вместе с тем она намерена «быть готовой к использованию всех имеющихся в ее распоряжении экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов». Что, наверное, должно побудить украинское руководство задуматься — вряд ли это пустое обещание. Впервые Россия провозглашает принцип разноскоростной и разноуровневой интеграции в СНГ. Но предупреждает, что ее добрососедские и партнерские отношения со странами СНГ будут зависеть от их готовности «должным образом» учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав соотечественников». Посол Абоимов, кстати, отметил, что соотечественники, — это все, кто считает своим родным языком русский. Тоже есть повод для размышлений. Украина, кстати, в этой концепции не упомянута ни разу. В том, что касается экономических отношений, это произошло, по мнению посла Абоимова, из-за того, что в последние годы между двумя странами было больше проблем, чем успехов. Но ситуация обещает наладиться.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ПИРОЖКОВ, директор Института украинско-российских отношений при Совете национальной безопасности и обороны Украины:

— Новая концепция внешней политики России — это целостный и системный документ, который соответствует изменившимся реалиям и содержит новые акценты.

Внешняя политика России подчиняется внутренней, точнее — задачам экономического развития государства. Основной акцент делается на то, что Россия должна быть сильным государством, и ее будущее — в экономическом могуществе.

В противостоянии России созданию однополярной структуры мира, приуменьшения ролии ООН и ОБСЕ ничего нового нет — но сейчас это сказано гораздо более жестко, чем во времена Ельцина.

Фактически же новые моменты — в обозначении возможности разноскоростной и разноуровневой интеграции в СНГ. Это говорит о том, что в развитие Содружества вдыхается новая жизнь. Но это будет зависеть от того, насколько партнеры России будут готовы к сотрудничеству.

Явных угроз для Украины в новой концепции внешней политики России не прозвучало. Да и было бы неправильно говорить об угрозах. Все будет зависеть от того, насколько Украина будет адекватно реагировать на положения существующих документов. Прежде всего, развивать экономическое сотрудничество и платить по своим долгам.

То, что касается «защиты соотечественников», — тоже уже не новый момент. Госдума приняла соответствующий закон, и это стало официальной позицией России. Но Москва распространила это понятие и на всех русскоговорящих — это не совсем точно юридически прописано, кого же именно защищать.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ