Похоже, что зарубежное военное вмешательство в решение сирийского конфликта неминуемо. И поводом для этого станет применение сирийским режимом химического оружия против оппозиции. Впервые именно о таком сценарии развития событий заявил президента США Барак Обама, который еще год назад заявил, что использование химического оружия сирийским режимом станет «красной» линией. И терпение главы Белого дома лопнуло после того, как 21 августа мир потрясла весть о гибели тысячи человек от химического удара.
«Десять дней назад мир с ужасом увидел, как мужчины, женщины и дети были массово убиты в страшнейшей химической атаке XXI века ... После тщательного рассмотрения вопроса я принял решение, что США должны прибегнуть к военной акции против сирийского режима. Это не будет бессрочная интервенция, это не будет наземная операция. Она будет ограниченной по продолжительности и масштабам», — сказал Обама, выступая в субботу со специальным заявлением по сирийской проблеме
По его словами, режим президента Сирии Башара Асада должен ответить за событие и должен быть лишен возможности применять химоружие. Напомним, что накануне госсекретарь Джон Керри обнародовал сокращенную версию доклада данных разведки, в которой было возложено на режим Асада ответственность за химатаку под Дамаском 21 августа. По данным американской стороны, тогда погибли по меньшей мере 1 тысяча 429 сирийцев, в том числе 426 детей.
Вместе с тем Обама решил не брать на себя полномочия лично принимать решение относительно нанесения удара. «Я давно считаю, что наша сила сосредоточена не только в нашей военной мощности, но и в нашем примере народовластия, власти народа и для народа... Именно поэтому я принял еще одно решение: я обращусь за разрешением на применение силы к представителям американского народа в Конгрессе», — говорится в заявлении господина Обамы, сделанном в субботу. Позже в тот же день Обама направил законопроект спикеру Палаты представителей и председателю Сената.
Поддержку президенту США в сирийском вопросе выразили президент Франции Франсуа Олланд и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Последний написал в своем микроблоге в Twitter, что понимает и поддерживает позицию Обамы в отношении Сирии.
Решения США относительно удара по Сирии ждут в Париже. Франция готова поддержать операцию, но не будет действовать в одиночку. По словам французского министра внутренних дел Мануэля Вальса, для нападения на Сирию нужна коалиция. По данным СМИ, премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро обсудит сирийский вопрос с председателем парламента и представителями оппозиции.
Между тем, члены Лиги арабских государств на встрече в Каире призали Совет Безопасности ООН и международное сообщество принять меры по отношению к сирийской власти, которая, по мнению Лиги, несет ответственность за использование химического оружия. В тексте резолюции Лиги говорится о необходимости осудить виновников преступления и поддержать сирийский народ.
Президент США и его советники сразу начали политическую кампанию за то, чтобы убедить американских конгрессменов поддержать проведение военной операции против Сирии. Уже в воскресенье состоялись брифинги и консультации с членами Сената и Палаты представителей, которые только что вернулись из отпуска.
Тем временем против такого решения относительно Сирии выступают республиканцы. «Мы не можем поддержать ограниченные военные удары в Сирии, которые не являются частью полноценной стратегии, способной изменить расклад сил на поле боя, достичь заявленной цели отстранения Асада от власти и положить конец конфликту», — заявили сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм. Что-то меньшее, по их мнению, будет неадекватным ответом на применение химоружия и направит ложный сигнал как союзникам США и сирийской оппозиции, так и сирийскому режиму с Ираном.
Накануне Маккейн и Грэм призвали уничтожить всю военную инфраструктуру правительственных сил Сирии: аэродромы, базы, командные пункты, составы.
Сирийское правительство возлагает ответственность за использование химического оружия на повстанцев и заявило, что готово к любой атаке. А российский президент Владимир Путин назвал утверждение о применении химического оружия правительственными войсками Сирии глупостью и провокацией.
«День» попросил экспертов прокомментировать ситуацию вокруг Сирии и, в частности, решение президента США просить разрешения у Конгресса, чтобы нанести ограниченный удар по Сирии.
«ДАВАЙТЕ ДОЖДЕМСЯ ВЫВОДОВ ЭКСПЕРТОВ И ПОТОМ УВИДИМ, ПРИМЕТ ЛИ ООН СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ»
Геннадий ЛАТИЙ, Специальный представитель Украины по вопросам Ближнего Востока и Африки:
— Это — вполне правильная позиция президента крупного государства. Хотя вы знаете, что позиция Украины — мы против любого военного вмешательства без решения не то что конгресса США, а без ООНовского решения, по крайней мере Совета Безопасности ООН.
— Но в других случаях решение о нанесении удара принималось без разрешения Совета Безопасности ООН, в отношении Косово, например.
— Тогда речь идет об ответственности определенных стран. Согласно международному праву, любые подобные операции должны проводиться лишь под эгидой ООН.
— И как может развиваться теперь ситуация, поскольку непонятно, даст ли 9 сентября Конгресс США добро Обаме на нанесение удара по сирийским объектам?
— Я могу сказать, как бы мы хотели, чтобы ситуация развивалась. Мы хотели бы, чтобы все проходило мирным путем. Так, как заявил наш президент: мы против военного вмешательства, мы за мирное решение ситуации. То есть, мы за то, чтобы продолжались переговоры. И чтобы ситуация решалась за столом переговоров.
— Есть ли в этом плане конструктивной для выхода из ситуации позиция России, которая поддерживает Асада и заявляет, что он не использовал химическое оружие?
— В настоящее время работают международные эксперты, потому нужно дождаться, по крайней мере, окончания работы экспертов, их анализа ситуации. И уже после их анализа и заключения принимать решение в рамках ООН.
— А если и после предъявления доказательств применения Асадом химического оружия СБ ООН не сможет принять решение, то каким может быть вариант развития событий?
— Существуют соответствующие международные механизмы, которые уполномочены всеми странами принимать решения. Здесь незачем новое вырабатывать. То есть в рамах ООН есть все полномочия и механизмы для принятия соответствующих решений. Давайте дождемся выводов экспертов, и потом будем видеть, примет ли ООН соответствующее решение.
«ЕСЛИ США БЫСТРО НЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ, ТО ЭТО ПЛОХО ОТРАЗИТСЯ НА ИХ ИМИДЖЕ»
Александр БОГОМОЛОВ, президент Центра ближневосточных исследований, Киев:
— Обама действует так, потому что есть уже инициатива конгрессменов, в первую очередь оппонентов из Республиканской партии, рассматривать этот вопрос в Конгрессе. Он вынужден достичь с ними согласия, потому что в настоящее время поднялось очень сильно республиканское лобби, которое пользуется этой ситуацией в длительной войне с Обамой. Республиканцы подняли конституцию и сказали, что, по их интерпретации, в этом случае идет речь фактически о провозглашении войны, что является прерогативой Конгресса, а не президента. И Обама, как человек компромисса и который сделал свой имидж на том, чтобы быть АнтиБушем, не может не пойти на какие-то переговоры. Хотя многие из администрации президента считают, что в данном случае Обама может действовать самостоятельно.
— Но некоторые американские издания пишут, что перекладывая ответственность на Конгресс, Обама не знает, что делать.
— Частично так и есть. Обама выглядит нерешительным президентом, в первую очередь в отношении к ближневосточной повестке дня. С другой стороны, Обама принимал много радикальных решений, в частности тайных решений. В частности это, в первую очередь, операция против Бен-Ладена. Правда, нужно здесь отметить, что речь идет не столько о личности Обамы, а определенном кризисе в ближневосточной политике США.
— Будет ли эффективным решение Обамы нанести удар по Сирии, ввиду того, что его реализация затягивается, и только 9 сентября соберется Конгресс и неизвестно, будет ли позитивным его решение?
— Это бьет по авторитету Обамы. Фактически он попал в ловушку, которую сам поставил себе. Обама фактически обещал «красную» линию, и теперь ее сирийский режим пересек, применив химическое оружие. Возможно, он надеялся на рациональное поведение Асада, который будет бояться этой угрозы. Но Асад к ней не прислушивался и сделал с точностью до наоборот. И теперь Обама вынужден что-то делать. Ситуация подрывает международный авторитет США и региональный авторитет, а также касается Ирана. Если не будет решительных действий относительно выполнения обещаний, то фактически это приведет к более реакционной политике Ирана. Все это рикошетом отразится на США, если в Конгрессе не пройдет инициатива Обамы.
— Как известно, Лига арабских стран и Турция настаивают на активных действиях против режима Сирии. Могут ли они как региональные игроки вмешаться в ситуацию, если США выступят против Сирии?
— Ситуация, которая была в Ливии показывает, что, по-видимому, впервые в истории, но инициатором и лидером какой-то коалиции может выступить какая-то другая страна. А в ливийском сценарии это была Франция. Такая ситуация может сложиться и в данном случае, если США будут на фоне, тогда активной будет Франция. Есть вероятность, что Турция может выступить таким лидером. Скорее всего, лидером антисирийской коалиции может быть Франция.
— И Россия до конца будет поддерживать Асада и будет блокировать решение ООН по Сирии?
— Нет никаких признаков того, что как-то меняется ее линия относительно Сирии. С другой стороны, можно сказать, что слишком поздно ей менять позицию в сложившихся условиях. Если, по-видимому, они в свое время могли как-то поторговаться или извлечь какую-то выгоду, то в настоящее время ей трудно это сделать.
— И ваш прогноз на последующие события — Конгресс поддержит Обаму или нет?
— Здесь, скорее всего, ситуация будет напоминать то, что случилось с системой медицинского страхования. Это длительный процесс, когда президент имеет недружелюбный Конгресс. Каким образом он будет выходить из этой ситуации, не знаю. Но он должен выйти как-то. По-видимому, какая-то договоренность будет достигнута. Конечно, на этом республиканцы хотят получить какой-то политический капитал.
— А как это заявление Обамы и в целом ситуация вокруг реакции международного сообщества на применение химического оружия влияет на самого Асада?
— Я имел возможность благодаря каналу Аль-Джазира смотреть очень длинную речь Асада, которую он произнес не так давно к своим сторонникам. Мне кажется, что из его поведения и того, как он формулирует и ставит вопрос, как он держится, каким является язык его тела, у него образовался какой-то комплекс Наполеона. Он думает, что в действительности руководит миром, делая какое-то великое дело. И мне кажется, что рассчитывать на его рациональное поведение уже не стоит.
— А до такого нового дедлайна 9 сентября можно ли ожидать какого-то удара против режима Асада?
— Если это не будет сделано сейчас, то будет какая-то если не политическая катастрофа, то проблема для США. Им лучше сделать это быстро. Если США быстро не будут действовать, то это будет плохо для их имиджа.