Новое немецкое правительство создано, коалиционный договор между социал-демократами и зелеными подписан. Постепенно становится понятно, что изменения во внутренней и внешней политике Германии будут невелики. Отошло на второй план определенное обострение отношений Берлина с Вашингтоном, вызванное накануне выборов критическими высказываниями федерального канцлера Германии Герхарда Шредера и министров его кабинета об американской политике.
В коалиционном договоре дружба с Соединенными Штатами значится на первом месте среди внешнеполитических приоритетов. Только после этого упоминается европейская интеграция. В недавнем интервью британской газете «Гардиан» министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил, что «немецкого пути» в конфликте с Ираком не будет. Имеется в виду бескомпромиссная и жесткая позиция, занимаемая ранее Шредером, относительно неприменения военной силы против Ирака. Экс-министр юстиции Герта Дойблер-Гмелин, сравнившая политику президента Джорджа Буша с политикой Адольфа Гитлера, вынуждена была оставить новое правительство. После выборов подобная рокировка для Шредера — не проблема. Кроме того, международное сопротивление планам войны с Ираком растет, поэтому Германия уже давно не одинока в своей позиции. Американские аналитики еще до выборов заявляли, что позиция Берлина вскоре обязательно смягчится.
Новое правительство Германии имеет несколько отличий от предыдущего. С ясностью, которая в принципе не присуща политикам, новый кабинет предупредил немцев о грядущих сложных временах. Прежде всего коалиция хочет значительно уменьшить расходную часть бюджета, то есть экономить по максимуму. Учитывая 14-миллиардный дефицит немецкого бюджета, такой шаг считается необходимым. Упраздняются дотации и налоговые льготы, сокращаются пособия по безработице и пенсии. Вводятся новые налоги на акционерную прибыль и на авиарейсы. В условиях жесткой экономии возможностей для социальных реформ остается не так много. Это создает проблему в ситуации, когда страна находится на грани экономического кризиса, и число безработных превышает четыре миллиона человек.
Готовность нового правительства к реформам видна в экологической и социальной сфере. Партия зеленых как младший партнер во время переговоров коалиции мудро использовала свой успех на выборах. Зеленые, практически обеспечившие коалиции победу на выборах, могли бы потребовать еще один министерский пост. Однако они отказались от этого, взамен потребовав больших полномочий для своих министров. Теперь министр экологии Юрген Триттин будет отвечать за альтернативные виды энергетики — до сих пор эта сфера была в компетенции министра экономики. У министра защиты прав потребителей Ренаты Кюнаст в будущем будет больше возможностей вмешиваться в работу других министерств. Кроме того, некоторые главные проекты зеленых идут вразрез с общей политикой экономии. Во-первых, еще больше средств вкладывается в развитие альтернативных видов энергетики. (За последние четыре года Германия стала первым в мире производителем ветровой энергетики). Во-вторых, поездки по железной дороге станут дешевле из-за налоговых льгот.
За главный проект нового правительства — реформу рынка труда — будет отвечать министр экономики Вольфганг Клемент. Шредер выбрал на этот пост человека, имеющего хорошие отношения и с предприятиями, и с профсоюзами. В его компетенции — деятельность бывших министерств труда и экономики. Клементу, которого немецкая пресса называет «суперминистром», прежде всего придется решить следующую проблему. В Германии очень много людей, которые могли бы работать, но не ищут работу, так как получают от государства социальную помощь. Другие скрывают, что устроились на работу, и продолжают получать деньги от государства. В то же время предприятия и работающие платят им, собственно, из своего кармана. Консультативная группа министерства экономики считает, что потенциал этого черного рынка составляет около двух миллионов человек — половину безработных в Германии.
Оппозиция (блок ХДС/ХСС и либеральные демократы) жестко критикует программу правительства. По их мнению, люди перед выборами не узнали правду о планах социал-демократов и зеленых: никто не говорил о повышении налогов или о программе экономии. Но это только половина правды. Министр финансов Ганс Айхель уже раньше экономил, и оппозиции всегда было трудно объяснять, каким образом должны финансироваться ее идеи. Более серьезно приходится принимать упреки немецких бизнесменов. Они боятся, что высокие налоги будут удерживать экономический рост.
Но у немецкого правительства никакого другого выхода нет. Оно безусловно вынуждено будет провести санацию бюджета. Существует опасность, что Германия будет не соответствовать критериям Европейского Союза относительно увеличения бюджетной задолженности. Это может привести к неурядицам между нынешними членами ЕС, что в свою очередь может стать угрозой расширению Союза в 2004 году. Вступление в Евросоюз стран Центральной Европы имеет для Германии очень большое значение. Уже сейчас Польша и Чехия находятся среди десяти крупнейших внешнеторговых партнеров Германии.
Программа экономии еще имеет и другую сторону. Германия является самым большим донором денежных средств в общий бюджет ЕС. Сейчас Берлин пытается уменьшить свою долю, что может привести к уменьшению дотаций во всем Евросоюзе. К примеру, уже сейчас понятно, что аграрные структуры Польши никогда не будут получать столько финансовой помощи, как их коллеги из Франции или Греции. Немецкое правительство до сих пор вкладывало большие деньги в проекты стран бывшего Советского Союза через государственный банк «Кредитанштальт фюр Видерауфбау» (KfW). Например, в Украине KfW принимает участие в программе в 17 млн. евро. Однако в новом коалиционном договоре говорится, что в будущем банк будет должен в большей мере поддерживать малые и средние предприятия Германии. Это не означает завершения работы банка в странах Восточной Европы, тем не менее, вынужденный факт изменения приоритетов KfW — вполне возможен.
Отношения с Россией всегда были одним из приоритетов правительства Шредера, его дружба с Путиным настолько крепка, что оба лидера согласились вместе выступить в известном немецком ток-шоу, а немецко-российское сотрудничество порой кажется даже более близким, чем связи Берлина с Парижем. И это, считают в Германии, необязательно является плохим знаком для Украины — вполне вероятно, что чем чаще Шредер смотрит в направлении Москвы, тем чаще он будет обращать внимание и на Киев...