В 1970 году я ездил в Египет как член делегации, представляющей США на похоронах президента Гамаля Абделя Насера. В то время Египет был в тесном альянсе с Советским Союзом. Когда мы прибыли в Каир, казалось, куда ни посмотришь — все говорило о советском присутствии: советские танки, ракеты, войска.
Согласно расписанию визита мы должны были встретиться с Анваром Садатом. Никто в нашей делегации не знал, чего ожидать, принимая в расчет натянутые отношения между двумя нашими странами в то время. К нашему удивлению, Садат сказал нам, что он в действительности уважает США. Причина? Будучи молодым военным офицером, он посещал нашу страну и получил великолепные впечатления.
И действительно, в течение двух лет после прихода к власти Садат выдворил советские войска из Египта и начал строить дружеские отношения с США, которые, несмотря на проблемы и периодически возникающие разногласия, до сих пор остаются важными и очень ценными.
Я упоминаю о важности этих отношений в военной сфере, т.к. США в этом новом столетии переживают существенные трансформации своей военной системы и партнерских отношений во всем мире. Данные изменения необходимы для реагирования на новые реалии и угрозы, возникшие после окончания холодной войны.
Важно отметить, что, начиная с 2001 года, США, возможно, сделали больше и сотрудничали с большим количеством стран в более конструктивном ключе, а также работали в большем количестве регионов мира, чем когда-либо в своей истории.
Террористические атаки 11 сентября 2001 года подвигли президента Джорджа Буша помочь создать и возглавить самую широкую коалицию в истории — более 80 стран — для того, чтобы начать мировую войну против терроризма. Более того, в настоящее время почти 60 стран участвуют в Инициативе по защите от распространения, чтобы предотвратить транспортировку опасного оружия и материалов террористам и преступным режимам.
Произошло переосмысление структуры и роли наших традиционных военных альянсов, включая НАТО, которое создает новые силы быстрого реагирования и впервые в истории вышло за пределы Европы, введя в Афганистан Международные силы по обеспечению безопасности (ISAF).
Сегодня в центре внимания Ирак и Афганистан. Но в последующие десятилетия приоритеты меняются. И многое из того, что нам придется делать в будущем, вероятно, будет определяться выбором отдельных стран.
Возьмем, например, Россию — государство с огромными запасами природных ресурсов, с образованным населением и богатым наследием научных и культурных достижений. Как и американцам, и другим народам мира, им угрожает жестокий экстремизм. Россия является партнером США по некоторым вопросам безопасности, а наши общие отношения переживают лучший период за последние десятилетия. Но что касается других вопросов, то здесь Россия отвергает сотрудничество, например: применяет энергетические ресурсы в политических целях или оказывает сопротивление положительным политическим изменениям в соседних государствах.
То же самое верно и в отношении Китая. Китайские люди образованы и талантливы, а их страна обладает большим потенциалом, показатели роста экономики высоки, развита промышленная рабочая сила. Тем не менее, некоторые аспекты китайской политики остаются неустойчивыми и осложняют наши отношения. В прошлом году в отчете министерства обороны США отмечалось, что расходы Китая на оборону оказались значительно выше официально признанных цифр китайского правительства. Вкупе с заметной нехваткой прозрачности, это, по понятным причинам, беспокоит соседей Китая.
В придачу к выбору, сделанному этими и другими станами, собственный выбор Америки также будет важным фактором, определяющим ожидающее нас будущее. Время от времени общественное мнение в США было против нашей активной роли в мире и выполнения наших обязательств перед союзниками, т.е. по сути — против движения за свободу. Помню, как в начале 70-х годов ХХ века мне в качестве посла США в НАТО пришлось вернуться из Европы, чтобы свидетельствовать в нашем конгрессе против законодательства, согласно которому войска США должны были уйти из Западной Европы и из НАТО как раз в то время, когда Советский Союз полным ходом наращивал свой военный потенциал.
Сегодня страны, которые были членами Варшавского договора, созданного Советским Союзом, как и некоторые бывшие советские республики, которых мы обычно называли странами-пленниками, являются важными членами НАТО и одними из наших самых приверженных союзников в войне против терроризма.
Это произошло не случайно. Глядя в будущее, я убежден в том, что если нам хватит мудрости, смелости и сил перестроить долгосрочные стратегические механизмы, принять новых партнеров и, самое главное, упорно идти к цели, вопреки неблагоприятным факторам и сложностям, то мы одержим очередную победу в этой «длинной войне» против жестокости, экстремизма и других угроз, которые могут возникнуть в новом нестабильном веке.
Дональд РАМСФЕЛЬД — министр обороны США