Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые вызовы для социального государства

17 сентября, 2002 - 00:00

Еще несколько месяцев назад по результатам опросов общественного мнения социал-демократы пользовались поддержкой 44% населения. Вместе с бывшими коммунистами и «зелеными» левое крыло сохраняло значительное преимущество в 12% — 15% над четырьмя несоциалистическими партиями. Во время предвыборной кампании эта разница существенно сократилась, и левым с трудом удалось удержать власть, однако, в конечном счете, их преимущество оказалось непреодолимым.

Почему же Швеция выстояла против правого течения, захлестнувшего большую часть Западной Европы? Одной из непосредственных причин продолжительной привлекательности социал-демократов является проводимая ими внешняя политика. В начале 2001 года Швеция председательствовала в Евросоюзе, предоставив премьер-министру Йорану Перссону — ведущему политику страны — возможность ярко сиять в свете всеобщего внимания. Социал-демократы также извлекли пользу из выражения поддержки США после террористических актов 11 сентября, заняв популярную тогда позицию и таким образом предвосхитив действия несоциалистической оппозиции.

Перссон излучает компетентность и авторитет. Созданию такого имиджа значительно способствовали его действия после победы на выборах 1994 года, когда, сократив государственное финансирование, он ликвидировал огромный дефицит бюджета. Однако после повторной победы в 1998 году им не было сделано ничего выдающегося. Экономика Швеции пережила рост и спад, связанные с «мыльным пузырем» высоких технологий и нашедшие отражение в сегодняшних проблемах гиганта в области телекоммуникаций — компании «Эриксон». Главными преимуществами Перссона в предвыборной кампании этого года были его необремененность новыми обещаниями и хорошая форма, позволявшая участвовать в предвыборной гонке, опираясь на личную привлекательность.

Однако сила характера не может замаскировать реальные проблемы и меняющуюся политическую ситуацию. И хотя иностранцы зачастую идеализируют шведское «государство всеобщего благосостояния», экономика страны на протяжении 30 последних лет неизменно уступала в развитии экономике соседних стран. В 1970 году Швеция занимала четвертое место в мире по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения; сегодня ей принадлежит 17-е место в Организации экономического сотрудничества и развития. Каждый год показатели экономического роста Швеции отстают в среднем на 1% от показателей других стран Запада. А поскольку упадок происходит медленно и постепенно, он не вызывает тревогу у избирателей, хотя шведы и замечают его во время своих поездок за границу.

Одна из причин этого относительного «недомогания» заключается в том, что Швеция по-прежнему занимает лидирующее положение в мире по размерам налогов, а государственные расходы составляют почти 60% ВВП. Консерваторы требуют понижения налогов, однако эта идея не пользуется популярностью, поскольку около 65% населения Швеции живет на государственные зарплаты или социальные выплаты. Таким образом, в отличие от других европейцев шведы гораздо больше заинтересованы в сохранении высоких налогов, что гарантирует левому крылу существенную поддержку избирателей.

Но даже при таком отношении шведов беспокоит ухудшение качества услуг, предоставляемых системой социального обеспечения. Они жалуются на необходимость почти годичного ожидания своей очереди на глазную операцию или, например, операцию по замене шейки бедра. Это стало непосредственным результатом реформы, проведенной социал-демократами в 1994 году, которая упразднила право пациентов на поиск альтернативного медицинского обслуживания за счет государства, если их районные советы не в состоянии обеспечить необходимое лечение в течение трех месяцев.

В предвыборной кампании этого года социал-демократы благоразумно вернулись к дореформенным положениям по данному вопросу, однако потребность в медицинском обслуживании значительно выросла. По меньшей мере, 14% служащих в Швеции зарегистрированы как нуждающиеся в медицинской помощи, что вдвое превышает показатель пятилетней давности. Социал-демократы утверждают, что такие показатели говорят о серьезной проблеме со здоровьем нации, тогда как оппозиция предполагает, что дело в плохой системе. У многих шведов сложилось мнение, что каждый из них имеет право на регистрацию для получения медицинской помощи, независимо от состояния здоровья. Не существует никаких других признаков того, что система здравоохранения и здоровье нации действительно ухудшаются.

Ухудшение государственного образования дает еще один повод для беспокойства. В Стокгольме, находящемся в руках консерваторов и либералов, проводятся эксперименты по созданию свободного рынка, начиная с приватизации поездов подземной железной дороги и кончая выдачей ваучеров на образование и предоставлением возможности свободного выбора школ. В результате социал-демократы потерпели серьезное поражение в столице.

Во время недавних выборов в Европе иммиграция выглядела серьезной проблемой, однако Швеция, как обычно, отличилась от других стран. Число избирателей, поддержавших небольшую Либеральную партию, выступавшую в пользу свободной иммиграции рабочей силы, выросло втрое. Либералы выдвигают разумный довод, заключающийся в том, что любому человеку, имеющему определенную квалификацию, должна быть предоставлена виза с правом на работу, однако для получения гражданства обязательным должно быть знание шведского языка; более того, безработные иммигранты не должны иметь права на получение пособий по социальному страхованию в течение пяти лет.

Около 70% населения Швеции поддерживает свободную иммиграцию рабочей силы, что является гораздо более высоким показателем, чем в других странах Европы. По их наблюдениям, иммигранты — это в основном квалифицированные работники из Восточной Европы, многие из них врачи, тогда как количество шведов, числящихся временно нетрудоспособными или вышедших на пенсию раньше положенного срока, стало причиной острой нехватки рабочей силы. Однако премьер- министр Перссон, стараясь угодить профсоюзам, настаивает на полном блокировании иммиграции рабочей силы на следующие десять лет.

Хотя такая позиция стоила социал-демократам множества голосов, этого вряд ли было достаточно для того, чтобы перевесить их главное преимущество на выборах, — контроль над главными общественными благами, приобретенный партией за время ее долгого пребывания у власти. Так, например, два доминирующих государственных телевизионных канала находятся под жестким контролем социал- демократов. Партия также контролирует назначение профессоров и проводимые университетами исследования посредством политизации ведомств, занимающихся распределением фондов, а также руководства и профессорского состава университетов. В результате долговременного правления социал-демократов образовалась крупная политическая каста. Так, основным достоинством двух нынешних министров является тот факт, что их родители тоже были министрами. Сама партия «купается» в деньгах профсоюзов, не подлежащих налогообложению в результате явного кронизма.

Однако шведы продемонстрировали, что им все еще нравится «государство всеобщего благосостояния». Несмотря на то, что их беспокоит качество услуг, предоставляемых государством, они не готовы присоединиться к возрождению правого движения в Европе. Так что шведским социал-демократам не приходится многое уступать для сохранения своих позиций — даже если это ослабляет целостность шведской демократии.

Проект Синдикат для «Дня»

Андерс АСЛУНД — бывший шведский дипломат и ректор Стокгольмской школы экономики, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.

Андерс АСЛУНД
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ