Одним из самых ярких выступлений на конференции в Оксфорде стала презентация заместителя министра юстиции Грузии Георгия Вашадзе, который поделился с участниками дискуссии грузинским опытом борьбы с коррупцией и проведения реформ в сфере правосудия и государственного управления. Предлагаем читателям наиболее интересные моменты этой презентации.
До 2003 года существовала целая система расценок на услуги госслужащих, а также четкое распределение, сколько процентов оставит у себя непосредственный исполнитель, сколько он передаст своему начальнику и сколько нужно послать в соответствующее министерство. Признание критичности ситуации с коррупцией в стране, а также откровенность при приведении конкретных цифр и фактов взяточничества является первой ступенькой в борьбе с проблемой. Грузия предприняла не только этот первый шаг — она успешно прошла весь путь по искоренению взяточничества, что позволило ей выйти в мировые лидеры по легкости ведения бизнеса (12-е место в мире и пятое в Европе), получить первую позицию в рейтинге Мирового банка относительно эффективности реформ за последние пять лет и, по определению журнала «Экономист», пережить своеобразную «ментальную» революцию.
Одним из основных шагов по искоренению коррупции стало увеличение зарплаты госслужащих, что было призвано уменьшить зависимость чиновников от взяток как основного источника доходов. За период с 2003 по 2010 год средняя зарплата последних выросла с 30 до 400—500 долларов в месяц.
Следующим шагом стало уменьшение бюрократического аппарата в таких силовых ведомствах, как Министерство обороны, МВД, Генпрокуратура и Министерство юстиции. Некоторые подразделы вообще были ликвидированы, но зато созданы новые, штат которых набирался, так сказать, «с нуля». В частности, была распущена коррумпированная 15-тысячная дорожная полиция, которую заменили 2300 патрульными. По словам Вашадзе, 90 процентов правительственных сотрудников были уволены, в то же время были проведены прозрачные конкурсы относительно замещения вакансий.
Коррупцию в системе высшего образования удалось ликвидировать благодаря внедрению национальных стандартизированных экзаменов. Также было отменено 80 процентов разрешений и лицензий, необходимых для ведения бизнеса, что сразу интенсифицировало предпринимательскую деятельность в стране. Налоги были снижены, а наказание за уклонение от их уплаты стало жестче.
Своеобразным ноу-хау грузинской власти стало внедрение принципа «one-stop-shop», а именно — создание единых государственных агентств комплексного обслуживания населения, в которых граждане могут получить любые необходимые документы: от паспорта до справки о регистрации предприятия. Интересно, что в таких агентствах значительное внимание уделяется условиям, в которых работают госслужащие. На смену тесным, советского образца кабинетам, в которых легко можно было осуществить передачу взятки, были созданы специальные центры, где прием граждан ведется в больших просторных помещениях, а сотрудники отделены один от другого стеклянными перегородками. Также ведется интенсивная работа с самими работниками, когда карьерный рост базируется на личных достижениях, а не на семейных связях, и молодой человек при условии эффективной работы может достаточно быстро добиться повышения по службе. Поэтому неудивительно, что, согласно недавнему статистическому исследованию, средний возраст грузинских чиновников составляет 28 лет, тогда как министров и членов парламента — 32 года. Кстати, наглядным примером содействия профессиональному развитию молодежи в Грузии стал и сам заместитель министра юстиции Георгий Вашадзе, возраст которого составляет 30 лет, тогда как карьеру в органах государственной власти он начал восемь лет назад как инспектор Национального центрального бюро Интерпола в Грузии.
Чтобы уменьшить возможности для коррупции, грузинская власть активно внедряет современные технологии при обслуживании населения, когда большинство документов (справки, апостили, свидетельства) можно получить в режиме онлайн, даже если гражданин на данный момент не находится в Грузии. Подобный подход устраняет бюрократические барьеры, является ориентированным на удовлетворение потребностей клиента и позволяет значительно сэкономить средства на содержание чиновнического аппарата. Кроме того, все документы заносятся в единый электронный реестр, который в будущем позволит оперативно узнавать, на кого зарегистрировано то или иное предприятие, каким имуществом владеет отдельно взятый чиновник и какие его доходы. Внедрение системы электронного управления является очень важным для обеспечения контроля за госслужащими. «Если паспорт должен быть выдан за десять дней, а система показывает, что этот период затянулся до 15 дней, тогда у нас возникают вопросы к сотруднику, который этим занимался», — отметил Георгий Вашадзе.
Однако чуть ли не самым эффективным методом противодействия взяточничеству является исповедуемый грузинской властью принцип нулевой толерантности к случаям коррупции. Любое проявление коррупционной деятельности предусматривает криминальную ответственность, что было закреплено отдельным изменениями к Уголовному и Административно-процессуальному кодексам, которые позволяют государству конфисковывать имущество, полученное в результате коррупционных действий. Таким образом, в период с 2003 по 2010 год было задержано 1193 сотрудника правоохранительной сферы (из них 20 прокуроров и 30 судей) и 995 государственных служащих (в том числе 15 министров, 15 заместителей министров, шесть народных депутатов и пять губернаторов). Как результат, по данным Глобального барометра коррупции, подготовленного организацией Transparency International в 2010 году, Грузия принадлежит к странам, в которых менее шести процентов респондентов ответило, что в прошлом году давали взятки. Для сравнения, в этом же исследовании Украина попала в сегмент стран, где аналогичный показатель составляет от 30 до 49,9 процента. 78 процентов грузин заявили, что коррупция уменьшилась за последние три года, тогда как лишь девять процентов отметили, что она выросла (это наименьший показатель среди всех исследуемых стран). Таким образом, за последние восемь лет по уровню восприятия коррупции Грузия поднялась со 127-й до 68-й позиции (для сравнения, в 2010 году Украина в этом рейтинге заняла 134-е место).
Достижения в борьбе с коррупцией являются теперь предметом национальной гордости грузин. Еще десять лет назад, будучи практически на грани финансового краха из-за тотальной тенизации и криминализации экономики, сейчас Грузия является примером для наследования в регионе, она готова делиться своим опытом с многочисленными заграничными делегациями, которые посещают эту страну.
На вопрос, как грузинам удалось так в корне изменить ситуацию с коррупцией в такие сжатые сроки, Георгий Вашадзе ответил с улыбкой: «Мы, грузины, народ радикальный: мы или делаем все вместе, или ничего не делаем. Для проведения любых реформ нужна политическая воля. Если будет политическая воля, то ничего нет невозможного. Еще одним важным фактором является также политическая поддержка курса реформ среди населения».