Нужно ли бояться Китая? В индустриально развитом мире увеличивается страх перед растущей мощью этой страны. Все чаще о Китае говорят как о главной «мировой мастерской». Сегодня Китай экспортирует больше продукции, чем Франция. В 2001 году китайский экспорт составил $326 млрд., в то время как экспорт Франции не превышал $291 млрд. Экспорт Китая составляет 5% от мирового экспорта, что, впрочем, относительно немного, если учесть, что в этой стране проживает 21% населения планеты. В 2002 году объем китайского экспорта увеличился на 15%, в то же время ВВП страны возрос лишь на 7%. Впрочем, и объем ВВП, как ожидается, до 2020 года увеличится в четыре раза.
Кошмар, который преследует промышленно развитые страны, связан с опасением, что гиганты международной индустрии переместят производство своей продукции в Китай, где рабочая сила намного дешевле, чем в европейских странах. К примеру, французская компания Alcatel уже разместила в Китае свои научно-исследовательские лаборатории. Такое опасение связано даже не столько с тем, что китайский рынок становится все более открытым. Главная проблема состоит в том, что правила «игры в глобализацию» имеют политическую подоплеку. Они неизбежно изменятся. Чтобы ответить на серьезный вызов, который бросает рост могущества Китая в XXI веке, нужно решить две проблемы.
Первая задача состоит в том, чтобы добиться утверждения более справедливых правил на мировом уровне, и это можно устроить путем согласования политики двух стратегических партнеров — Китая и Европы. Решение второй задачи зависит только от европейцев. Китай выработал политический подход к глобализации. Мы в Европе также должны выработать стратегию, позволяющую извлечь выгоду от более тесного сотрудничества с Китаем. Усиление могущества Китая выгодно Европе, так как сильный Китай необходим для равновесия мира. То есть нужно смотреть на Китай не с точки зрения Америки, а под углом зрения европейцев. Давайте преодолеем идеологические предрассудки, которые не позволяют оценить стремление китайского общества к стабильности и процветанию.
Нынешний Китай находится на стадии пересмотра своих ценностей, доставшихся в наследство от коммунистической идеологии времен культурной революции. Несомненно, правящая в стране Компартия пытается установить баланс в отношениях страны с Западом и со странами третьего мира. В Китае развиваются наука и технологии, система социального страхования.
При этом китайские власти знают, что они не смогут диктовать правила игры в «глобализацию». США при желании могут использовать широкий выбор средств воздействия на Китай, в частности оказать давление в рамках ВТО, чтобы вынудить Пекин открыть свой рынок продовольственному импорту из Америки. США также могут заставить Китай пересмотреть курс юаня. Американцы еще могут развязать против Китая пропагандистскую кампанию. К примеру, недавняя шумиха вокруг вспышки атипичной пневмонии нанесла китайской экономике огромный ущерб. Кроме того, в арсенале США — рычаги дипломатического и военного давления. Так, разработка в США системы «противоракетного щита» может вынудить Китай включиться в гонку вооружений, которая истощит экономику страны.
В то же время нельзя забывать, что положительное торговое сальдо Китая в торговле с США превысило в 2001 году $50 млрд. В XXI веке Китай собирается стать сверхдержавой, но эта страна уже находится под прицелом США, которые намерены добиться открытия огромного китайского рынка для американского экспорта. Вашингтон также стремится подорвать контроль Компартии Китая над всеми сферами жизни страны. В краткосрочной перспективе Китай и США могут иметь общие интересы: доля Китая в экономике США растет, а американцев привлекает дешевая рабочая сила Китая. Вашингтон также стремится добиться покрытия своего внешнеторгового дефицита за счет расширения торговли с КНР.
Но правительство Пекина постепенно приходит к пониманию того, что ему необходимы союзники в Европе. Совпадение интересов Европы и Китая состоит в том, чтобы добиться новых «правил игры» в глобализации, в противном случае мы будем свидетелями возвращения к политике протекционизма. Нужно пересмотреть правила финансирования мировой экономики. Всемирный банк должен заявить о приоритете финансирования первостепенных потребностей развивающихся стран в развитии сельского хозяйства, инфраструктуры, здравоохранения и жилищного строительства. Надо побудить Китай к развитию системы социального страхования и использованию собственных энергетических ресурсов. Франция и Европа в целом при участии России должны разработать стратегию технологического и промышленного сотрудничества с Китаем, отвечающего интересам наших компаний.
Жан-Пьер ШЕВЕНМАН — почетный председатель партии «Движение граждан Франции», бывший министр внутренних дел Франции.