Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «красных линиях» для России

«Визит Тиллерсона (США) в Москву будет дипломатической пробой сил и позиций, а также своеобразным торгом по распределению ролей», — эксперт
11 апреля, 2017 - 18:36
ФОТО REUTERS

12 апреля состоялся визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву. Пока готовился номер, результаты поездки были еще неизвестны. Особенность этому визиту добавляют несколько обстоятельств. В частности впервые высокопоставленный чиновник такого ранга посещает Россию после прихода к власти республиканского президента. Кроме того, этот визит происходит после того, как главы западных внешнеполитических ведомств обсудили необходимость усиления давления на Россию, чтобы она отказалась от «токсичных» связей с режимом Асада, который на прошлой неделе использовал химическое оружие против собственного народа, в результате чего погибло больше 20 детей. После этого президент США Дональд Трамп приказал нанести ракетные удары по сирийской авиабазе, откуда поднимались самолеты с химическим оружием.

«Мы видим внезапный переход Вашингтона и Лондона к более  жесткой политике в отношении России, — комментирует «Дню» старший вице-президент Центра анализа европейской политики Эдвард ЛУКАС. Вопрос заключается в том, есть ли за этим реальное содержание: разговоры — одно дело, а чтобы действительно достичь изменений, западные государства должны быть готовыми оказывать реальное давление, используя дипломатические, экономические и военные рычаги. Остается наблюдать, имеют ли возможность сделать это разделенная Администрация Трампа и поглощенное Брекзитом британское правительство».

«ЕСЛИ США СИЛЬНЕЕ БУДУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ УКРАИНУ — ЭТО СТАНЕТ ГЛАВНЫМ НАКАЗАНИЕМ ДЛЯ ПУТИНА»

Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики:

— Россия вошла в Сирию, чтобы начать, так сказать, торги с западными столицами, — прежде всего с Вашингтоном, но также с Парижем и Берлином. В пакет этих торгов должна была входить и Украина. Но все сразу пошло не по плану Кремля. США не поддались на ловушку России — переговоры в отношении Украины и Сирии шли отдельными треками. Это был первый удар по самонадеянной тактике Москвы. Второй удар, конечно, случился на прошлой неделе после решительной реакции США на химическую атаку в Сирии. Россия рассчитывала, что сирийская авантюра закрепит за ней роль глобального актера, позволит спасти режим Асада (и таким образом остановит политику смены режима), а главное — зафиксирует ее безальтернативное влияние на Украину. Самым большим наказанием для России будет усиление поддержки Украины со стороны западных партнеров. Москва приложила гигантские усилия для дискредитации Украины, чтобы Запад потерял доверие к украинцам. Россия делала ставку на споры внутри ЕС, а также между европейцами и американцами. Вместо этого ЕС предоставляет Украине безвиз. Первый зарубежный визит Трамп совершает в Брюссель. Чем решительнее США и ЕС будут выступать единым фронтом относительно поддержки сирийского народа, относительно поддержки Украины, тем меньше у Путина будет возникать искушений действовать путем спецопераций в международных отношениях.

Если США еще сильнее будут поддерживать Украину — это и станет главным наказанием для Путина. Нужно больше поддержки в политической сфере, в военной, в экономической. Путин ведет себя вызывающе, потому что видит колебание на Западе.

«ВОПРОС САНКЦИЙ БУДЕТ ИМЕТЬ МЕСТО В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ИГРЕ ЗАПАДА С РОССИЕЙ»

Александр ЦВЕТКОВ, американист, профессор, Дипломатическая академия МИД Украины:

— Визит Тиллерсона в Москву будет дипломатической пробой сил и позиций, а также своеобразным торгом по распределению ролей, не сфер влияния. Во время переговоров будет идти речь об отношении России к Асаду.  Надеюсь, что там тоже прозвучит тема Крыма. Скорее всего, после встречи каждая сторона сделает короткий комментарий, и они обе останутся в основном на своих позициях.

Для России с ее стремлением стратегического господства и доминирования в мире козырями являются ядерное оружие и силовой вариант. Поэтому она захватывает  Крым, чтобы силу влияния можно было распространить дальше на Средиземноморье. В Сирии  остаются российские военно-морская и военно-воздушная базы, которые не могут работать сами по себе, — им нужно политическое прикрытие местного правительства. Поэтому Москва держится за правительство Асада.

Кроме того, Россия пытается расколоть Европейский Союз, а также трансатлантический союз между Европой и Америкой, втянуть их в другие баталии, гибридную войну и продвигаться дальше, оставаясь глобальной силой. Как ни парадоксально, эти резкие действия России привели к противоположному эффекту — консолидации Запада.

Одним из стратегических позитивов этой ситуации стал пересмотр Америкой своих взглядов относительно активизации деятельности на внешней арене и сотрудничества с Западом. С другой стороны, Запад объединяет действия, поскольку нельзя в наши времена применять запрещенное человечеством оружие. Поэтому есть шансы, что Запад будет выстраивать один фронт противодействия резким выпадам российской стороны.

Логика подсказывает, что, скорее всего, поддержка Путиным Асада приведет к угрозам или применению более серьезных санкций против России.

Этот вопрос как раз будет иметь место в дипломатической игре Запада с Россией. Удастся ли это реализовать? Думаю, этот вопрос будет поставлен на повестку дня в зависимости от реакции российской стороны и расследования по факту применения химического оружия. Но отказ Путина встречаться с Тиллерсоном свидетельствует о том, что Россия будет настаивать на своей позиции. В таком случае перед Западом стоит дилемма: закрыть глаза на резкий рост угроз и не доводить до последующего обострения ситуацию в отношениях с Россией или выставить условия — «красные линии», которые должны стать настоящими «красными линиями» и для России.

«ВАРВАРСКАЯ БОМБОВАЯ КАМПАНИЯ МОСКВЫ И ПОДДЕРЖКА РЕЖИМА АСАДА ЯВЛЯЮТСЯ УЖАСНОЙ ПОЛИТИКОЙ»

Джон ХЕРБСТ, председатель Евразийского центра Дину Патричи в Американском Совете, экс-посол США в Украине, Вашингтон:

— Западные лидеры едины в своем убеждении, что варварская бомбовая кампания Москвы и поддержка режима Асада являются ужасной политикой. Они осудят Москву за это, но вряд ли смогут коллективно ввести санкции или предпринять какие-либо другие конкретные шаги. Все будет зависеть от того, четко ли Вашингтон четко даст понять, что он снова нанесет удар, если Асад снова использует химическое оружие. Распространит ли Вашингтон эту угрозу на использование кластерных бомб и неразборчивую бомбардировку гражданских? Возможно, но сейчас нет в этом уверенности. Если США решат, что любое использование авиаударов против гражданского населения неприемлемо, то это может гарантировать, что такие военные преступления будут прекращены. И это усложнит для Асада взятие под свой контроль большей территории, поскольку именно благодаря таким бомбардировкам российскими самолетами это позволило ему достичь больших успехов за последние 16 месяцев.

Что касается доктрины Трампа, то на сегодняшний день ее не существует за исключением следующего: нельзя использовать химическое оружие против мирного населения.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ