Правительства больше нет, разбилось вдребезги. Ющенко остался в полном одиночестве. Уволил и свое окружение, и всех министров. Практически все, кто был с президентом на Майдане, — теперь оказались на улице... Никто не думал, что президент послушается своего бывшего секретаря (А.Зинченко. — Ред. ) Ющенко не воспринимают как решительного политика... Но Президент — не просто решительный, а опытный и хитрый политик. Он выстроил систему власти так, что без его личного решения не делается ничего. Не спасовал и прошел все ужасы предыдущей предвыборной кампании. Он не испугался назначить премьером фигуру, неприемлемую для Кремля. Теперь он стравил своих соратников и в результате не оправдал ожидания ни тех ни других — выставил за дверь всех. Опасность, которая теперь подстерегает Президента — в одиночестве власти как таковой. Как в притче про пастушка, власти слишком часто кричат: «Волки!» — и теперь, после колоссальной политизированности во время революции, украинцы уже на эти крики просто не реагируют.
Украина может надеяться на реальную стабильность лишь после парламентских выборов весной следующего года, а к тому времени порожденные оранжевой революцией внутренняя и международная благожелательность, возможно, будут утрачены. Победители оранжевой революции переживают классическую проблему всех ниспровергателей режимов. Объединенные главным образом своей оппозицией к г-ну Кучме, новые правители разошлись в вопросах власти, политики и патронажа. У г-на Ющенко и г-жи Тимошенко есть общая цель создать более открытую, демократическую и ориентирующуюся на Запад Украину... Даже если они пойдут на выборы самостоятельно, то должны оставаться готовыми к сотрудничеству. Ибо, если они разойдутся навсегда, то только лишь создадут возможности для оппозиции. В Москве президент Владимир Путин с радостью потирает руки, заявляя, что он предупреждал, что оранжевая революция плохо кончит. Украинцы не должны дать Кремлю еще одну возможность вмешаться. А Кремль не должен испытывать соблазн сделать это. Равным образом, США и ЕС не должны оставаться в стороне. Украинцы должны сами решить, кто будет ими руководить, как они это сделали во время оран жевой революции. Никто не говорил, что демократия будет легкой.
Оранжевая революция в Украине пожирает не своих собственных детей. Она даже неправильно совершилась. Революционеры ошиблись в своем субъекте. То, что ее именем совершалось со времени впечатляющих, захватывающих митингов на киевском Майдане было сменой элит внутри элиты. На первый взгляд, Президент Виктор Ющенко положил конец спору между несколькими влиятельными фигурами, выкинув их всех или заставив уйти по собственному желанию. В конце концов, никто из них не мог избавить себя от подозрений в причастности к коррупции, к клановой экономике. Ющенко поступил логично, назначив временно исполняющего обязанности премьера. Новый человек родом из России, он представляет во внутриполитической борьбе побежденный Восток. Нужно ли и можно ли таким образом добиться примирения? Чьего примирения и с кем, если не только внутри старых властных элит? Народ, обретший зимой свое гражданское самосознание и заявивший о нем, должен начинать еще раз все сначала. В этом заключается киевская трагедия.
Оранжевая революция заканчивается, по крайней мере, ее первый акт. Президент Украины Виктор Ющенко после многих месяцев становившихся все более неприличными споров уволил своего харизматичного премьер-министра и назначил вместо нее временного опекуна. Уволенная премьер-министр Юлия Тимошенко не сделала никаких заявлений — пока. Но она обязательно что-нибудь скажет. Она несомненно повернет свое оружие против Президента и его нового правительства, тем более, что на март следующего года запланированы выборы в украинский парламент. Все это является серьезным ударом по надеждам и ожиданиям, связанным с будущим Украины. Возможно, эти ожидания всегда были нереальными. Уволив правительство, Ющенко заявил, что его единственной целью является обеспечение стабильности. Но украинские демонстранты хотели перемен. Если Ющенко надеется спасти хоть что-то из их душевного настроя, ему нужно убедить свою страну и очень настороженный Запад, что он не только верит в демократию, свободные рынки и главенство закона, но также способен повести Украину в этом направлении.
Драматическое увольнение Президентом Виктором Ющенко всего украинского правительства является решительным шагом, который, как считают многие его соотечественники, ему следовало бы сделать много месяцев назад... Ющенко решил действовать прежде, чем хаос и цинизм поглотят его революцию. Он поступил правильно. Многие из прошлогодних надежд на прекращение коррупции в Украине были разрушены свидетельствами продолжающихся должностных преступлений, сомнительных деловых отношений и фаворитизма... Теперь Ющенко пригласил сформировать новое правительство технократа из Восточной Украины. Эти двое, по крайней мере, будут работать более слаженно. Им потребуется сделать многое, чтобы сохранить позиции перед парламентскими выборами в марте будущего года. На избирателей произведут впечатление только прекращение склок, четкий экономический курс и ликвидация разъедающей страну коррупции.
Переход от сравнительно простого тоталитарного или авторитарного правления к «командному руководству» с соблюдением консенсуса, по четким правилам и соблюдением «checks and balances» — дело сложное, наверное, еще более трудное, чем переход от плановой экономики к рыночной. В прошлом году, в момент сдвига фазы, в Украине после не одного года стагнации поднялась демократическая волна, которая смыла автократов, поддерживаемых Россией. Но это еще не принесло окончательной победы. Постсоветская политическая культура страны — при всем воодушевлении демократическими идеалами — не знала принципа «checks and balances». Для того чтобы привыкнуть к нему, потребуется больше времени, чем одна революционная ночь. Может ли Украина играть в СНГ роль моста для реформаторских движений, а также для западных инвесторов? Последнее слово по этому поводу не сказано.