Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О понимании «российско-украинского кризиса» в Японии

Доцент Университета Цукуба, вице-президент Ассоциации украинистов Японии Ацуко ХИГАШИНО: «Всем странам нужно объединиться»
15 февраля, 2022 - 13:21

Восьмого февраля парламент Японии принял резолюцию в поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, выражая беспокойство по поводу напряженности ситуации на границе страны и призывая японское правительство приложить усилия к мирному урегулированию территориальной угрозы. Об этом, а также о том, насколько хорошо Япония понимает сложность украинского вопроса, говорили с политологом, доцентом Университета Цукуба, вице-президентом Ассоциации украинистов Японии Ацуко Хигашино.

«В ЯПОНИИ СУЩЕСТВУЮТ ПРОБЛЕМЫ В ПОНИМАНИИ НАСТОЯЩЕЙ УКРАИНСКОЙ СИТУАЦИИ»

Юлия ДЯБКО: – Пани Ацуко, расскажите, пожалуйста, о себе. Как давно вы занимаетесь исследованием украинской политической ситуации? Приходилось ли вам бывать в Украине?

– В Японии существует мнение, что я занимаюсь украинскими студиями. На самом деле сфера моих исследований значительно шире, это внешние политики ЕС и НАТО в контексте международной политологии. Поскольку Украина является очень важным соседом как для ЕС, так и для НАТО, в тематику моих исследований входит и вопрос восточного партнерства ЕС и НАТО с Украиной. Когда же в 2014 году Россия незаконно аннексировала Крым и, начиная с 2021 года, стала накапливать свои войска на границе с Украиной, возникла серьезная угроза стабильности не только Украины, но и всей Европы. Поэтому в последнее время эта тема является объектом моих исследований.

Я люблю Украину, но, к сожалению, мне пришлось побывать только в Киеве. Хотелось бы посетить Одессу, Львов и другие украинские города.

Ю.Д.: – 27 января состоялся Второй международный форум «Украина и Япония в региональном и глобальном контексте», где вы участвовали как эксперт уже второй раз. Какие важные вопросы рассматриваются в рамках форума?

– Центральной целью форума является дискуссия, посвященная политической ситуации, сложившейся в Восточной Азии, через призму Японии и ситуации в Евразии с точки зрения Украины. Среди прочего, обсуждается, что Украина и Япония могут делать вместе для решения геополитических проблем. Так, на прошлогоднем форуме представители Японии имели возможность обосновать свою обеспокоенность по поводу действий Китая в Азии, тогда как участники из Украины поделились видением политики России. В этом году дискуссия продвинулась на шаг вперед, и, в частности, были подробно обсуждены возможные меры для формирования более эффективного международного порядка. На мой взгляд, эта платформа форума имеет очень хорошую перспективу, поэтому хотелось бы ее продолжить. Я со своей стороны с радостью приобщусь к дальнейшим дискуссиям.

Ю.Д.: – В 2014 году, когда началась российско-украинская война (так называемый украинский кризис), сначала в японских СМИ, а впоследствии и в научных дискурсах часто звучали пророссийские нарративы наподобие того, что в Украине идет внутренняя война, о том, что жители Донбасса являются этническими россиянами и действительно хотят присоединиться к России, о том, что украинцы и россияне - братские народы, и тому подобное. Звучат ли эти нарративы сегодня и изменилось ли понимание российско-украинской войны в Японии за последние 8 лет?

– Да, к сожалению, как вы справедливо заметили, эти нарративы продолжают иметь место. Сейчас заметна ситуация так называемого видения Украины сквозь призму России, которое распространяют политики и бывшие дипломаты, имеющие прочные связи с Россией. Именно по этой причине у Японии существуют проблемы в понимании настоящей украинской ситуации. Эти нарративы начали снова звучать в конце прошлого года, когда началась эскалация российских войск вдоль границы Украины и России. Нехватка понимания Украины и недостаток специалистов, которые могут объяснить истинную ситуацию на японском языке, приводят к тому, что японцы воспринимают и верят этим нарративам. Поэтому и моя в частности задача — распространять в Японии достоверную информацию об Украине.

ВОПРОС САНКЦИЙ

Ю.Д.: – 21 января премьер-министр Японии Фумио Кишида после онлайн-переговоров с президентом США Джо Байденом пообещал прибегнуть к решительным действиям в случае российского вторжения в Украину. Как вы думаете, как японское правительство оценивает российскую угрозу? И какой реальной поддержки следует ожидать Украине со стороны Японии как одной из самых крупных демократических сил мира и члена «Группы семи» (G7)?

– Начну с того, что думает японское правительство о возможности военного вторжения России. Не только Япония, но и США вместе с европейскими странами действительно не знают, произойдет ли военный захват Украины. И хотя японское правительство еще не высказало конкретного мнения относительно вероятности таких действий со стороны России, нужно осознать, что если Россия таки решится на этот шаг, у нее есть все необходимое для этого. Следовательно, всем странам нужно объединиться, чтобы решить этот вопрос.

Что касается реальных мер, к которым Япония может прибегнуть в случае вторжения, то это, во-первых, поддержка Украины, во-вторых, поддержка ЕС (другими словами, стран-единомышленников), в-третьих, введение санкций в отношении России. Теперь подробнее о каждом из пунктов. Что касается первого, то уже многие годы Япония оказывает поддержку Украине, в частности предоставляет медицинскую технику для больниц на востоке Украины. Думаю, что вдобавок к этому будет рассмотрен новый пакет помощи. К примеру, Еврокомиссия уже оказала макрофинансовую помощь Украине в размере 120 млн евро. Думаю, что Японии тоже стоит приобщиться. Что касается второго, то недавно американское правительство обратилось к Японии и Южной Корее с просьбой сократить закупку природного газа с целью его перенаправления в Европу. По-моему, для Японии такого рода решение не будет поводом для конфронтации с Россией, однако будет напрямую способствовать разрешению энергетического кризиса в Европе. И что касается третьего шага, то ночью 5 февраля появились новости, что Япония приступила к рассмотрению потенциальных санкционных мер в отношении России. До этого времени представители японского правительства не делали никаких публичных заявлений о вероятности санкций. И вот наконец-то есть реальные сигналы по продвижению этого вопроса. В декабре 2021 года на встрече министров иностранных дел стран «Группы семи» (G7) со стороны Японии прозвучало заявление: «Россия должна четко осознать, что в случае продолжения нагнетания военной агрессии в отношении Украины она понесет масштабные потери». На мой взгляд, после такого громкого заявления Япония не может изменить мнение о санкционных мерах или прибегнуть к малоэффективным ограничительным действиям в отношении России. С другой стороны, существует предположение, что США, Великобритания и другие страны-представители «Группы семи» настояли, чтобы Япония присоединилась к введению санкционного пакета.

Ю.Д.: – 8 февраля парламент Японии единогласно принял резолюцию в поддержку Украины. Как вы прокомментируете это событие?

– Прежде всего, следует отметить, что позиция Японии относительно территориальной целостности и суверенитета Украины остается неизменной, а следовательно, очевидно, что даже без давления других стран японское правительство будет рассматривать возможные санкции в отношении России. Однако как японке мне несколько жаль, что в резолюции Япония нечетко выразила свою позицию. В тексте резолюции отмечено: «Положение дел на украинской границе дестабилизировано в результате действий иностранных сил, ситуация продолжает оставаться напряженной». Всем понятно, что «иностранными силами» является именно Россия и что на России лежит ответственность за создание этого напряжения. Однако собственно слово «Россия» не фигурирует – во избежание прямой критики в сторону России. Таким образом, Япония старается быть чрезмерно осторожной в отношении России, не указывая на вещи, на которые необходимо указывать. На мой взгляд, это одна из проблем Японии.

«ЯПОНИЯ КАК СТРАНА С ОПЫТОМ ПРОБЛЕМ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДОЛЖНА РЕШИТЕЛЬНЕЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ РОССИИ»

Ю.Д.: – В то же время 14 января глава МИД России Лавров объявил о планах посетить Японию в ближайшем будущем. Может ли визит Лаврова все же повлиять на действия Японии относительно защиты Украины с целью продолжения мирных переговоров по вопросу северных территорий Японии?

– Лично я против приезда Лаврова в Японию в ближайшее время. Если встреча министров иностранных дел Японии и России станет поводом для обсуждения ситуации в Украине, то пусть. Однако если просмотреть план визита Лаврова в Японию, обнародованного в январе, то речь идет только об обсуждении японско-российских дел. Сейчас странам «Группы семи» и членам НАТО как никогда необходимо объединиться вокруг решения проблемы возможного военного вторжения в Украину. В то же время продвижение японско-российского вопроса будет сигнализировать о нарушении слаженных действий Японии с Западом. В случае, если японско-российские переговоры все-таки состоятся, Японии нужно принять во внимание действия США и ЕС. Ведь в принципе перед тем, как такие переговоры могут иметь место, и США, и страны ЕС будут разговаривать с представителями украинского правительства для того, чтобы предупредить, что украинский вопрос не будет обсуждаться без Украины, а также – чтобы сообщить Украине о возможном содержании переговоров с Россией. Это будет способствовать углублению доверия со стороны Украины.

Ольга КВАСНИЦА: – Военный обозреватель, бывший старший офицер Сил самообороны Японии Куон Амата в статье «Готовимся к вторжению России в Украину! Что должна сейчас сделать Япония» высказал мнение, что Токио должен приостановить переговоры с Москвой по вопросу мирного соглашения относительно северных территорий Японии. Как вы это прокомментируете?

– Я считаю, что вопросы подписания мирного договора между Японией и Россией (другими словами – проблема Северных территорий), а также проблема возможного военного вторжения России в Украину абсолютно разные, и между ними не нужно проводить параллели. Однако Япония действительно достаточно осторожно обращается с Россией, в частности, санкции, введенные после незаконной оккупации Крыма, были малоэффективными.

Хотя, на мой взгляд, несмотря на такую осторожность Японии по отношению к России, и даже в случае прекращения поддержки Украины Японией это никак не ускорит возвращение Северных территорий. Если бы эта страна хотя бы размышляла о возвращении Северных территорий, почему бы она тогда захватывала Крым, осуществляла военную агрессию на востоке Украины, захватывала власть в Южной Осетии и Абхазии, территориально принадлежащие Грузии? Я думаю, если России удалось что-то захватить, она уже никогда этого не вернет.

Япония как страна с опытом проблем Северных территорий должна решительнее противостоять России, а страны ЕС не должны игнорировать распространение российской сферы влияния. Поэтому пока не исчезнет военное напряжение на украинской границе, переговоры о мирном договоре между Россией и Японией, по моему мнению, не должны происходить.

А.К.: – Как, на ваш взгляд, отразится на отношениях Японии и Китая решение японского правительства поддержать дипломатический бойкот Олимпиады в Пекине?

– Я не думаю, что это может как-то повлиять. Ведь, несмотря на то, что Япония не отправила официальную правительственную делегацию, японскую команду представляли президент Олимпийского комитета Японии Ясухиро Ямашита и президент Комитета Олимпийских и Параолимпийских игр в Токио Сейко Хашимото. Более того, госпожа Хашимото является членом парламента (прим. Палата Советников Японии), а японское правительство никогда публично не употребляло слова «бойкот». Напротив, Япония очень осторожно отнеслась к Олимпиаде в Китае.

«ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПОНИМАНИЕ УКРАИНЫ В ЯПОНИИ ЗНАЧНО УГЛУБИЛОСЬ»

Ю.Д: – 26 января Украина и Япония отмечали 30-летие установления дипломатических отношений. Как, на ваш взгляд, изменились отношения между Украиной и Японией за это время и какие перспективы будущих отношений?

– Посол Украины в Японии Сергей Корсунский, используя такие социальные сети, как Твиттер и другие, активно информирует как об Украине, так и о нынешней угрозе. За последние несколько лет понимание Украины в Японии значительно углубилось. В свою очередь японская версия «Укринформа», сообщающая о свежих украинских новостях на японском языке, также играет немалую роль в распространении достоверной информации об Украине в Японии.

Однако существует еще очень много задач. Несмотря на вышеупомянутые позитивные изменения, наибольшей проблемой является то, что у Японии нет достаточного понимания Украины. И это касается не только недостатка специалистов по украинскому вопросу, но и того, что в освещении Украины есть запрос на знатоков России. Попытки увидеть Украину глазами России (или, скорее – глазами японских специалистов по российскому вопросу) в любом случае априори полны предубеждений, что лишь усложняет путь к познанию Украины. Об Украине следует спрашивать, прежде всего, у украинцев, а также у специалистов, исследующих Украину без посредничества. Пока не будет выполнено это базовое условие, в Японии понимание Украины не изменится. Это – самая большая задача.

Ю.Д.: Что бы вы пожелали украинцам в это неопределенное время?

– Дорогие украинцы, сейчас в Украине очень сложная ситуация. Я искренне считаю, что любое изменение статус-кво силой неприемлемо. Ни в коем случае нельзя допустить посягательства на мирную жизнь людей. Я одна из японцев, которая любит Украину, и поэтому со своей стороны приложу все усилия, чтобы нынешний вопрос решился мирно, в частности, продолжу откровенно обсуждать возможные пути преодоления угрозы как с японским, так и с международным сообществом. Самое важное, что судьбу Украины имеют право решать только украинцы. Если сегодня волеизъявлением украинцев является присоединение к Западу, то роль Японии состоит в безоговорочной поддержке вашего желания. Следует защищать принципы свободы любого государства в присоединении к определенному блоку и не допускать вмешательства другой страны в ход дел.

– Спасибо за последовательную поддержку Украины и желаем успехов в вашем труде.

Перевод с японского – Юлия Дзябко

Юлия ДЗЯБКО (младший доцент Ибаракского христианского университета (Япония), Ольга КВАСНИЦА (доцент Львовского национального университета им. И. Франко)
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ