Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О приоритетах и параллелях

Даниэль КАРОН: В краткосрочной перспективе вы увидите больше Канады в Украине
17 июня, 1996 - 19:07
НА ФОТО — ОДИН ИЗ КАРЬЕРОВ В ПРОВИНЦИИ АЛЬБЕРТА, В КОТОРОМ ДОБЫВАЮТ НЕФТЯНОЙ ПЕСОК. ТАКИЕ ЗАПАСЫ ЧЕРНОГО ЗОЛОТА В ПЕСКЕ ТОЛЬКО В ЭТОЙ КАНАДСКОЙ ПРОВИНЦИИ ОЦЕНИВАЮТСЯ В 180 МЛРД. БАРРЕЛЕЙ, ЧТО СТАВИТ КАНАДУ НА ВТОРОЕ МЕСТО В МИРЕ ПО ЗАПАСАМ НЕФТИ ПОСЛЕ САУДОВСКОЙ АРАВИИ (260 МЛРД. БАРРЕЛЕЙ)

Многие эксперты считают, что Канада может быть образцом для Украины во многих аспектах. В частности, часто отмечается, что Украина должна брать пример с канадско-американских отношений для развития украинско-российских отношений, а также внедрить у себя двуязычие по образцу канадского билингвизма. Действительно ли возможно перенести вышеупомянутый канадский опыт на украинские реалии? Каковы перспективы канадско-украинских отношений? Чем объясняется устойчивость канадской экономики во время нынешнего глобального кризиса? Об этом «Дню» — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Канады в Украине Даниэля КАРОНА.

«МЫ ДОСТАТОЧНО ВООРУЖЕНЫ, ЧТОБЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЫЗОВАМ»

— Господин посол, сейчас для большинства стран головной болью являются экономический кризис и поиски путей уменьшения его влияния на национальную экономику. Насколько успешно справляется с таким вызовом канадское правительство?

— Наша финансовая система хорошо регулируемая. Я помню, как 12—15 лет назад наблюдалась тенденция, когда представители банков настаивали на том, чтобы изменить законодательство в пользу дерегуляции банковского сектора, чтобы сделать его более гибким. Тогда правительство не одобрило этих предложений. И это было непростое решение, поскольку на то время популярными были либерализация и ослабление регулирования. И теперь мы понимаем, что тогдашнее правительство приняло правильное решение, потому что финансовый кризис не ударил по Канаде. И хотя сейчас мы на середине экономического кризиса, однако наша финансовая система не нуждается ни в каком вмешательстве со стороны канадского правительства. Она крепкая и была должным образом подготовлена к сумятице, которую переживает мир. Большинство нашего производства и экономики ориентировано на экспорт. И большинство экспорта приходится на США. Поскольку сейчас американская экономика переживает большой кризис, то это влияет на канадскую экономику. И потому канадское правительство пытается помочь некоторым секторам экономики в сложный период экономического кризиса. У нас тоже растет безработица, закрываются предприятия. Вместе с тем у нас есть социальные программы, помогающие населению пережить этот сложный период. Мы используем инструменты по борьбе с безработицей, программы социальной помощи, доступна для всех система здравоохранения. Особый акцент делается на образовании. И эти подходы помогают канадскому обществу преодолевать вызовы и сложности.

— Можете ли вы сказать, какой подход ближе канадскому правительству: европейский, предусматривающий большее регулирование, или американский, подразумевающий экономические пакеты, иными словами печать денег?

— Я считаю, что мы применяем сочетание двух подходов. Что касается банковского сектора, то это — регулирование. У нас есть провинции, высоко задействованные в экономическом развитии регионов. Подобно Украине, в Канаде наблюдаются отличия между регионами. Поэтому у нас есть программы развития регионов, вместе с тем нет одного решения для всей страны. Мы применяем специальный подход для Восточной части Канады, зависящей от рыболовства и лесничества. Другой подход к западной Альберте, которая зависит от добычи нефти и автомобильной промышленности. То есть мы используем региональный подход и регуляторные механизмы. У нас крепкие демократические и экономические институты. Несмотря на это, нынешний кризис стал вызовом для правительства, в частности из-за него в прошлом году состоялись досрочные парламентские выборы. Однако мы достаточно вооружены, чтобы противостоять таким вызовам.

— Кстати, можете ли вы объяснить, как правительству меньшинства удается противостоять этим вызовам?

— Действительно, два последних правительства были в меньшинстве. И потому им было сложнее справиться с этими вызовами. Но в то же время хочу отметить, что эти правительства были успеш ными в проведении консультаций с оппозицией. Правительства предлагали программы, инициативы, зная, что они будут восприняты. В то же время они не были заносчивыми, не заявляли, что должна быть принята именно такая программа. Они высказывали свои предложения и консультировались с оппозицией. Если бы правительство было в большинстве, ему бы не приходилось этого делать. Оно бы принимало собственные программы и претворяло их в жизнь. В случае правительства меньшинства требуется больше подготовительной работы, прежде чем представлять инициативы.

«ЗДЕСЬ МНОГО ПОЛИТИКИ... И МАЛО РЕФОРМ»

— Господин посол, можете ли вы дать оценку тому, как украинское правительство справляется с нынешним финансовым и экономическим кризисом?

— Чужестранцу всегда следует быть деликатным при высказывании своего мнения относительно политики другой страны. Нужно осторожно относиться к тому, что мы говорим. Наблюдая за событиями прошлой недели (интервью было 10 июня. — Авт.), очень сложно говорить об этом. И не только ввиду того, что речь идет об определенных личностях. Это новая демократия, институты до сих пор пребывают в стадии развития. В вашей стране реформы начаты, но не имплементованы. Новая демократия добилась огромного продвижения. Если посмотреть, где была ваша страна 15 лет назад и где находится сейчас — это огромный прогресс. Вместе с тем это до сих пор новая демократия. Новые институты должны быть более крепкими, более демократическими. Недавно экс-премьер-министр Канады Ким Кемпбелл побывала в Украине и заявила, что проблема этой страны заключается в том, что здесь слишком много политики, а недостаточно правления. Да, здесь много политики, у вас проводились выборы, которые были честными, все наблюдатели заявляют, что в этом плане нет проблем. Но вам нужно имплементировать реформы, осуществлять изменения. Происходящее в Верховной Раде очень вредит имиджу Украины. Институты должны быть более крепкими и должно быть распределение власти между ними. Как я понимаю, в стране есть общее согласие пересмотреть Конституцию. Президент внес свои предложения 1 марта в ежегодном обращении к Верховной Раде. Я не видел предложений премьер-министра. Но насколько я понял, его команда работает над другим вариантом. Вам следует консультироваться друг с другом и пытаться разработать проект, который будет общепринятым. Я думаю, что так и будет.

ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ПАРТИЙ И ОДИНАКОВЫХ ЦЕННОСТЯХ

— Господин посол, вы, наверное, слышали призыв премьер-министра Украины относительно объединения всех политических сил для борьбы с кризисом. Кажется, в Канаде не было ничего подобного. Почему правительство меньшинства не приглашает партии от оппозиции объединиться для борьбы с кризисом?

— Я могу сказать, что прошлой осенью правительство меньшинства обнародовало экономическое заявление. В ответ оппозиция, состоящая из трех партий, заявила о намерении создать коалицию. Но это было бы слишком противоречивым шагом в Канаде, потому что сложно представить, как две федеральные партии могут объединиться с сепаратистской партией, которая хочет вывести Квебек из состава страны. Возможно, такая коалиция и могла бы поработать некоторое время, но это бы продолжалось недолго. Поэтому консервативная партия и далее находится у власти. Конечно, между партиями могут быть отличия в плане путей достижений целей, определения приоритетов. Однако для объединения партий в коалицию нужно как минимум, чтобы партии разделяли одинаковые ценности, цели. И это стало определенным вызовом для этих партии, в которым они не смогли справиться.

— Хотелось бы услышать от вас, сталкиваются ли канадские политики с дилеммой, которая часто возникает в украинской политике? У нас одни лидеры предлагают делать акцент на экономическом развитии, а другие — на социальных программах.

— Действительно, за несколько месяцев до выборов в Канаде можно услышать заявления: «мы внедрим программы, которые помогут рыболовной или автомобильной отрасли». Такая тенденция существует, потому что партии хотят, чтобы избрали их. Это правда, что краткосрочные программы, направленные на помощь населению, могут быть популярными. Нам нужны такие программы и они у нас есть. Лучше разрабатывать их после выборов, а не за несколько недель до этого. Я верю, что страна должна иметь крепкую экономическую структуру, приоритеты, в которые мы должны вкладывать средства. Например, это может быть высокотехнологический и фармацевтический сектора, наука и технологии и аэрокосмическая отрасль. Также важна энергетическая отрасль. Мы потребляем много энергии, потому что климат в нашей стране очень холодный. Вышеназванные сектора очень важны, но мы также должны развивать экономические структуры и социальные программы. Нельзя говорить, что нужно развивать одно или другое. Следует развивать определенные отрасли, и в то же время, когда население нуждается в помощи, нельзя допускать, чтобы дети шли на улицу. Нужно внедрять социальные программы, помогать людям, у которых нет работы, предлагать им возможность учиться или переквалифицироваться.

«ПРИШЛО ВРЕМЯ УСИЛИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО...»

— Господин посол, недавно Украина принимала генерал-губернатора Канады, в прошлом году украинский президент побывал в Канаде. В обоих случаях говорилось, что визиты придали импульс развития двухсторонним отношениям между нашими странами. Как на самом деле развиваются наши двухсторонние отношения?

— Эти визиты были очень важными и для Канады, и для развития двухсторонних отношений. Например, после визита Ющенко в Канаду было подписано несколько меморандумов по взаимопониманию, было одобрено несколько инициатив. А теперь, после визита генерал-губернатора в Украину мы работаем над экономическим сектором. Наступило время усилить экономическое и инвестиционное сотрудничество между Канадой и Украиной. В частности, мы работаем над усилением сотрудничества в аэрокосмической и энергетической отраслях. Во время визита генерал-губернатора мы согласились разработать Дорожную карту, в рамках которой будут зафиксированы ключевые вопросы развития наших двухсторонних отношений. Мы хотим достичь конкретных результатов. Одни из них могут быть краткосрочными, другие — долгосрочными. Мы работаем над Дорожной картой и надеемся осенью в этом году подписать документ, в котором будут зафиксированы вполне конкретные вопросы.

Мы работаем над проектом усиления мобильности молодежи. Генерал-губернатор очень интересуется молодым поколением, во Львове она встречалась с представителями гражданского общества, женщинами, детьми. Мы согласились вместе с Украиной внедрить двухстороннюю программу, которая будет содействовать молодым украинцам в возрасте от 18 до 35 лет путешествовать в Канаду, а молодым канадцам — в Украину. Таким образом, канадцы будут знать больше об Украине, а украинцы — о Канаде. Мы хотели, чтобы больше молодых украинцев посещали Канаду и не только в качестве туристов, а и учились, проходили стажировку в федеральных и местных органах власти, а также в частном секторе. И после этого эта молодежь будет возвращаться на родину. Я не говорю о новой волне иммиграции, об обменах. Украинцы будут возвращаться более осведомленными о Канаде и работе наших институтов.

— Кстати, почему бы Канаде не ликвидировать визовый режим для украинцев, учитывая, что в вашей стране проживает большая украинская диаспора?

— Вопросы визового режима обсуждаются на каждой встрече. И это имело место во время встречи генерал-губернатора с украинским президентом во время недавней встречи. Канада не подписывает двухсторонних соглашений относительно визового режима. У нас существует единый подход для всех. Этот подход базируется на объективных критериях, которые включают социально-экономические и иммиграционные факторы, вопросы, связанные с надежностью и безопасностью документов, пограничного контроля, правами человека и двухсторонних отношений. Поэтому решение относительно визового режима базируется на этих критериях. И сейчас в Канаде нет намерений менять иммиграционную политику.

Вместе с тем, хочу обратить внимание на статистику. 85 процентов украинских граждан получают визу в течение одного дня. Это очень эффективно. Каждый год мы пытаемся повысить эффективность услуг по предоставлению виз украинским гражданам. Мы рады, что иммиграционный офис находится тут в Киеве. Не все страны в этом регионе имеют подобный офис.

— А если Украина будет соответствовать определенным выше требованиям, тогда можно ожидать, что Канада может в отношении нашей страны упразднить визовый режим?

— Я не могу отвечать на этот вопрос, потому что им занимается департамент по вопросам иммиграции. Могу только сказать, что все меняется так быстро. Ситуация меняется в Украине, в регионе, в Канаде.

«...ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ ПРИЗНАН И ЭТИМ НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ»

— Господин посол, вы говорили об интересе канадских компаний вкладывать инвестиции в украинскую экономику. Но почему уровень канадских инвестиций по сравнению с другими странами является небольшим и это, несмотря на то, что в Канаде есть большая украинская община?

— Этот вопрос достаточно важен и заслуживает развернутого ответа. Действительно ранее торговые отношения между нашими странами главным образом базировались на украинской общине в Канаде, которая содействовала обмену молодежью, помогала неправительственным организациям в Украине, а также торговому обмену между странами. Теперь нам нужно двигаться далее. В Украине и Канаде существует большой потенциал для сотрудничества. Мы сотрудничаем в конкретных высокотехнологических секторах. Для взаимного сотрудничества торговые тарифы или либерализация торговли не являются проблемой. Мы работаем над этим и это может быть частью Дорожной карты. Проблема в большом расстоянии между нашими странами, сложности делать бизнес в Украине. А в определенных аспектах, по-видимому, не хватает транспарентности. Нужно знать нужных людей, получить нужные разрешения. Все это усложняет ведение бизнеса в Украине, но мы это преодолеваем. Мы имеем сильную поддержку со стороны украинской власти. Существует много пространства для совершенствования. В вашей стране нуждается в улучшении ситуация с внедрением в жизнь верховенства права, транспарентности, борьбы с коррупцией. Все эти проблемы признаются. Мы работаем с Украиной, чтобы улучшить ситуацию. Лично я имею несколько целей на период работы тут на протяжении трех-четырех лет. В первую очередь речь идет о торговле и инвестициях. В конце своей миссии я хотел бы сказать, что в этом секторе или секторах достигнуто то или это. Сейчас наступило время, когда нам следует сделать что-то важное в отношениях между нашими странами. Действительно канадцам лучше иметь дело с американцами. Они рядом, они имеют деньги, с ними легче вести бизнес. Но потенциал Украины признаётся и этим нужно воспользоваться. Другим моим приоритетом является развитие контактов между народами и повышение мобильности молодежи. Но мы увидим больше в Дорожной карте.

— А не считаете ли вы, что сотрудничество между нашими странами в сфере атомной энергетики может усложниться? Как известно, раньше планировалось большее присутствие Канады в этом секторе Украины, но недавно украинское правительство договорилось развивать сотрудничество с русским правительством.

— Да, это достаточно сложная сфера для сотрудничества. Канада имеет лучшие технологии, и мы имеем определенные обязательства относительно реализации определенных проектов в Украине. Я убежден, что спустя несколько лет мы увидим успешную реализацию этих проектов. Но как вы отметили, в нас есть конкуренты. И некоторые из них являются очень близкими и имеют особые связи с украинцами. Мы живем в конкурентном мире. Я убежден, что в краткосрочной перспективе вы увидите больше Канады в Украине.

«НЕЛЬЗЯ ЭКСПОРТИРОВАТЬ ПОЛИТИКУ НАШЕГО ДВУЯЗЫЧИЯ В ДРУГИЕ СТРАНЫ»

— Хотелось бы услышать ваш комментарий относительно предложения некоторых экспертов, которое заключается в том, что Украина должна в развитии отношений с Россией брать за пример отношения Канады и США.

— По моему мнению, к подобным параллелям нужно относиться осторожно. Потому что отношения между Канадой и США очень отличаются от истории двусторонних отношений России и Украины. В отношениях с США мы имели конфликты, раздражение, а также имеем проблемы, по которым не можем прийти к общему согласию. Один из бывших премьер-министров говорил: «США — наш лучший друг, нравится он нам или нет. У нас нет выбора». И это вызов. Для некоторых правительств сглаживать раздражение было легче, для других — сложнее. Можете себе представить, что две соседние страны, которые являются близкими и имеют общую очень протяженную границу, не имеют исторических конфликтов, более 10 лет договаривались относительно создания Зоны свободной торговли.

— Вы уже упоминали Ким Кемпбелл. Она в одном из интервью украинским СМИ сказала, что официальное двуязычие является шагом для сохранения государства Украины в существующих границах. Вы соглашаетесь с этим и может ли, по вашему мнению, канадский опыт двуязычия быть внедрен в Украине?

— Этот очень хороший вопрос. Я себе задал его, когда прибыл сюда. Я не знал ничего о языковой политике в этой стране. Опять же нельзя сравнивать. Почему Канада стала двуязычной страной, причем довольно недавно? Это было сделано в середине 70-х годов. До этого в Канаде не было официального языка. Большинство гражданских служащих знали один язык — английский. Двуязычие было внедрено в Канаде, чтобы признать существование у нас франкоязычного и англоязычного присутствия и доказать, что мы являемся современной страной. И это должно быть формально признано в канадском парламенте и канадских институциях. Это не значит, что Канада является двуязычной везде. В Канаде используется больше чем два языка, которые являются очень важными. Это итальянский и украинский язык. У нас есть украинские школы, которые открыты в течение недели, а не только в субботу. Внедрение двуязычия было ответом национальному движению, которое представляло франкоязычное население, часть которого составляет 27 процентов от общей численности населения Канады. Нельзя экспортировать политику нашего двуязычия в другие страны. Например, в Бельгии также существует языковая проблема. Я не думаю, что следует внедрять в этой стране такие регуляторные акты, которые существуют в Канаде. Возможно, эти акты хороши, но я не уверен, что они могут использоваться где-нибудь еще. Украина должна разработать собственную языковую политику, которая основывается на текущей ситуации, а также учитывает прошлое этой страны. Что важно учитывать, и это является частью канадского и украинского опыта — это уважение к меньшинству, к различным этническим группам, которые формируют нацию и страну. Поэтому и в Канаде, и в Украине необходимо содействовать развитию языков меньшинств, сохранять их культуру и историю. Язык — это очень существенный вопрос. Я из французской Канады и считаю себя канадцем, но очень горжусь, что являюсь выходцем из Квебека. Уважение меньшинств является важным для Украины.

— Но, по-видимому, меньшинство должно уважать большинство?

— Конечно. У нас, в Канаде, много новых канадцев с различной культурой. И они должны уважать канадские ценности. Вы правильно говорите, большинство должно уважать меньшинство, а меньшинство — большинство. Я могу привести вам прекрасный пример. Мы приветствуем новых канадцев с их культурой, музыкой, историей. Но если они приходят с ценностями, которые не совместимы с нашими, тогда они должны адаптироваться.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ