Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

О «техническом списке»

Павел КЛИМКИН: «Все обязательства по Минску должны быть четко привязаны к определенным критериям»
28 января, 2016 - 20:03
ФОТО REUTERS

В последние дни внимание в Украине было приковано к ряду важных для национальной безопасности международных мероприятий. В Минске состоялось заседание подгруппы по политическим вопросам в рамках трехсторонней контактной группы, на котором представители так называемых республик «ДНР» и «ЛНР» обнародовали очередные ультиматумы по предоставлению этим незаконным образованиям постоянного особого статуса. В Киеве состоялся Международный круглый стол на тему «Украина в приоритетах председательства Германии в ОБСЕ». И казалось, что именно эти события должны быть основными для украинской дипломатии и предметом обсуждения СМИ. Однако главной темой СМИ стало появление на сайте Министерства иностранных дел списка 230 лиц, которым были аннулированы дипломатические паспорта. Причем вызвало удивление то, что в этом списке было все смешано. Вместе с теми, кто находятся в розыске, были достойные люди. «И, мертвых, и живых, и старых бандитов, и государственников», — так прокомментировал «Дню» появление этого списка один из народных депутатов. Действительно, в нем и умершие депутаты, в частности Иван Плющ, и очень многие бывшие регионалы, сбежавшие из Украины. И наибольшее удивление вызывает появление в этом списке Евгения Марчука. Как стало известно, уже шесть лет назад у него закончился дипломатический паспорт и он его не возобновлял. Тем не менее, Евгений Кирилович в настоящий момент выполняет дипломатическую миссию в качестве руководителя подгруппы по вопросам безопасности в трехсторонней контактной группе как волонтер, оплачивая билеты в Минск и назад из собственного кармана.

«День» обратился к министру иностранных дел Павлу Климкину с просьбой прокомментировать появление такого списка и ответить на несколько вопросов.

«ЭТО НЕ СПИСОК ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ»

— Я уже знаю об этой ситуации. Это наш консульский отдел выполнил техническую работу. Получилось так, что Евгения Кирилловича поставили в один список с людьми, с которыми мы не хотим иметь никакого дела.

Я сегодня после обеда наберу Евгения Кирилловича, поздравлю его с днем рождения и извинюсь, скажу, что это сугубо технологический список, но никоим образом не компоновка. И это не потому он появился в списке, что что-то нарушил, это свидетельство того, что паспорт больше не действителен. Мы просто технологически сказали, что диппаспорта таких-то людей аннулированы.

Могу отметить, что в идее публикации списков аннулированных дипломатических паспортов не было какого-то квазиполитического контекста. Это робота нашего консульского департамента, задачей которого, в соответствии с новым положением о диппаспорте, является обнародование огласке такого списка. И он и формально это обнародовал. Кстати, данный департамент не с кем этот список не согласовывал. Идея заключалась в том, чтобы честно и транспарентно сообщать. И это уже второе такое обнародование. Но получилось по-дурацки. К сожалению, у нас есть идиоты, которые делают все правильно, но иногда делать все правильно нужно с умом.

Я уже поручил нашему спикеру Марьяне Беца сделать соответствующий комментарий и сказать, что это технический список, а не список плохих людей.

«ОНИ БУДУТ СЕЙЧАС БЕСКОНЕЧНО ИГРАТЬ ТЕМОЙ ОСОБОГО СТАТУСА»

Как известно, вчера представитель России в Минской группе Борис Грызлов на переговорах в белорусской столице потребовал от Украины связать голосование по конституционным поправкам с одновременным принятием поправок к статьям 1 и 10 закона об особом статусе для предоставления особому статусу постоянной основы по «формуле Штайнмайера». Что вы скажете по этому поводу?

— Они будут сейчас бесконечно играть темой особого статуса и как она должна быть закреплена. И проблема не в том, что особый статус должен быть на три года или больше, они хотят записать некоторые вещи в Конституцию. А я считаю это принципиально неприемлемым с точки зрения логики процесса. И безусловно, они будут играть этой темой. Им же не интересен Донбасс, они заинтересованы в расшатывании ситуации в стране. И они будут дальше пытаться это делать. В этом логика их позиции, которая, к сожалению, не изменилась.

«ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГАРАНТИИ ТОГО, ЧТО ОНИ ВЫПОЛНЯТ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»

— Пан министр, а почему нам не удалось добиться четкой последовательности и сроков выполнения по всем 11 пунктам минских договоренностей? Ведь получается так, что от нас требуют выполнения всех политических условий, а Россия и поддерживаемые ею сепаратисты не выполняют даже первый пункт в частности прекращение огня, не говоря о выведении незаконных вооруженных формирований, российских вооружений и возвращении границы под контроль Украины.

— У нас логика очень простая: должна быть четкая последовательность с установленными временными рамками и гарантии того, что они выполнят свои обязательства. Это касается контроля над вооружением, доступа ОБСЕ на неподконтрольные Украине территории, вывода вооружений, мониторинга границы сначала ОБСЕ, а затем передачи контроля за границей Украине. Все это должно быть четко прописано. Конечно, должны быть гарантии того, что Плотницкий и Харченко уйдут в определенный момент и не будут мешать преобразованиям. Если этого не произойдет, тогда весь процесс не имеет смысла. Это необходимо закрепить. Все обязательства по Минску должны быть четко привязаны к определенным критериям, когда мы можем сказать, что это обязательство выполнено или нет.

Как заставить противоположную сторону все это сделать, ведь ощущаем давление лишь на нас, чтобы мы выполнили все политические условия?

— Только в сегодняшнем варианте с нашими партнерами по нормандскому формату, а также с Соединенными Штатами и другими странами. Вариантов нет, поскольку для противоположной стороны важен не Донбасс, а вся Украина.

«ПРИНЯТИЕ ФОРМУЛЫ «57 — 1» СТАНЕТ ПРЕЦЕДЕНТОМ»

А что вы можете сказать по поводу наших ожиданий от председательства Германии в ОБСЕ, действительно ли немцы смогут воплотить в жизнь формулу «57 — 1», которая предусматривает тот момент, что к урегулированию конфликта не допускается сторона, прямо или косвенно причастная к нему, что как раз и имеет место в случае российской агрессии на Донбассе?

— С точки зрения консенсуса, это будет сложно. Но мы готовы разговаривать на эту тему, в частности в рамках согласования некоторых параметров усиления будущей миссии ОБСЕ. В действительности, принятие формулы «57 — 1» станет прецедентом, поскольку это сильно может изменить ОБСЕ. Нам это, конечно, будет на руку. Я хорошо отношусь к способности немцев продвигать ОБСЕ, но в целом скептически смотрю на идею изменить принципы этой международной безопасностной организации, которые базируются на консенсусном принятии решений.

КОММЕНТАРИЙ

 Марьяна БЕЦА, спикер МИД Украины:

В рамках предоставленных законодательством полномочий МИД на регулярной основе осуществляет контроль над использованием дипломатических и служебных паспортов и в случаях несоблюдения законодательных требований принимает соответствующие меры реагирования.

Признание недействительными дипломатических и служебных паспортов осуществляется на основании положений о дипломатическом и служебном паспорте Украины, утвержденных Указом Президента Украины от 12.05.2015 года №264.

Основаниями для признания соответствующих типов паспортов недействительными являются:

- прекращение гражданства Украины;

- утеря или кража паспорта;

- потеря оснований для оформления и пользования паспортом (увольнение с занимаемой должности или смена места работы);

- невозврат паспорта на хранение в МИД в десятидневный срок с даты возвращения из служебной командировки;

- смерти лица, на имя которого был оформлен паспорт;

- выявление ошибки в информации, внесенной в паспорт;

- окончание срока действия паспорта;

- непригодность паспорта для дальнейшего использования.

Дипломатические или служебные паспорта лиц, перечень которых опубликован в СМИ, признаны недействительными в связи с установлением одного из указанных выше оснований недействительности паспортных документов, в частности невозврата паспорта на хранение в МИД.

 

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ