В последние дни внимание в Украине было приковано к ряду важных для национальной безопасности международных мероприятий. В Минске состоялось заседание подгруппы по политическим вопросам в рамках трехсторонней контактной группы, на котором представители так называемых республик «ДНР» и «ЛНР» обнародовали очередные ультиматумы по предоставлению этим незаконным образованиям постоянного особого статуса. В Киеве состоялся Международный круглый стол на тему «Украина в приоритетах председательства Германии в ОБСЕ». И казалось, что именно эти события должны быть основными для украинской дипломатии и предметом обсуждения СМИ. Однако главной темой СМИ стало появление на сайте Министерства иностранных дел списка 230 лиц, которым были аннулированы дипломатические паспорта. Причем вызвало удивление то, что в этом списке было все смешано. Вместе с теми, кто находятся в розыске, были достойные люди. «И, мертвых, и живых, и старых бандитов, и государственников», — так прокомментировал «Дню» появление этого списка один из народных депутатов. Действительно, в нем и умершие депутаты, в частности Иван Плющ, и очень многие бывшие регионалы, сбежавшие из Украины. И наибольшее удивление вызывает появление в этом списке Евгения Марчука. Как стало известно, уже шесть лет назад у него закончился дипломатический паспорт и он его не возобновлял. Тем не менее, Евгений Кирилович в настоящий момент выполняет дипломатическую миссию в качестве руководителя подгруппы по вопросам безопасности в трехсторонней контактной группе как волонтер, оплачивая билеты в Минск и назад из собственного кармана.
«День» обратился к министру иностранных дел Павлу Климкину с просьбой прокомментировать появление такого списка и ответить на несколько вопросов.
«ЭТО НЕ СПИСОК ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ»
— Я уже знаю об этой ситуации. Это наш консульский отдел выполнил техническую работу. Получилось так, что Евгения Кирилловича поставили в один список с людьми, с которыми мы не хотим иметь никакого дела.
Я сегодня после обеда наберу Евгения Кирилловича, поздравлю его с днем рождения и извинюсь, скажу, что это сугубо технологический список, но никоим образом не компоновка. И это не потому он появился в списке, что что-то нарушил, это свидетельство того, что паспорт больше не действителен. Мы просто технологически сказали, что диппаспорта таких-то людей аннулированы.
Могу отметить, что в идее публикации списков аннулированных дипломатических паспортов не было какого-то квазиполитического контекста. Это робота нашего консульского департамента, задачей которого, в соответствии с новым положением о диппаспорте, является обнародование огласке такого списка. И он и формально это обнародовал. Кстати, данный департамент не с кем этот список не согласовывал. Идея заключалась в том, чтобы честно и транспарентно сообщать. И это уже второе такое обнародование. Но получилось по-дурацки. К сожалению, у нас есть идиоты, которые делают все правильно, но иногда делать все правильно нужно с умом.
Я уже поручил нашему спикеру Марьяне Беца сделать соответствующий комментарий и сказать, что это технический список, а не список плохих людей.
«ОНИ БУДУТ СЕЙЧАС БЕСКОНЕЧНО ИГРАТЬ ТЕМОЙ ОСОБОГО СТАТУСА»
— Как известно, вчера представитель России в Минской группе Борис Грызлов на переговорах в белорусской столице потребовал от Украины связать голосование по конституционным поправкам с одновременным принятием поправок к статьям 1 и 10 закона об особом статусе для предоставления особому статусу постоянной основы по «формуле Штайнмайера». Что вы скажете по этому поводу?
— Они будут сейчас бесконечно играть темой особого статуса и как она должна быть закреплена. И проблема не в том, что особый статус должен быть на три года или больше, они хотят записать некоторые вещи в Конституцию. А я считаю это принципиально неприемлемым с точки зрения логики процесса. И безусловно, они будут играть этой темой. Им же не интересен Донбасс, они заинтересованы в расшатывании ситуации в стране. И они будут дальше пытаться это делать. В этом логика их позиции, которая, к сожалению, не изменилась.
«ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГАРАНТИИ ТОГО, ЧТО ОНИ ВЫПОЛНЯТ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»
— Пан министр, а почему нам не удалось добиться четкой последовательности и сроков выполнения по всем 11 пунктам минских договоренностей? Ведь получается так, что от нас требуют выполнения всех политических условий, а Россия и поддерживаемые ею сепаратисты не выполняют даже первый пункт в частности прекращение огня, не говоря о выведении незаконных вооруженных формирований, российских вооружений и возвращении границы под контроль Украины.
— У нас логика очень простая: должна быть четкая последовательность с установленными временными рамками и гарантии того, что они выполнят свои обязательства. Это касается контроля над вооружением, доступа ОБСЕ на неподконтрольные Украине территории, вывода вооружений, мониторинга границы сначала ОБСЕ, а затем передачи контроля за границей Украине. Все это должно быть четко прописано. Конечно, должны быть гарантии того, что Плотницкий и Харченко уйдут в определенный момент и не будут мешать преобразованиям. Если этого не произойдет, тогда весь процесс не имеет смысла. Это необходимо закрепить. Все обязательства по Минску должны быть четко привязаны к определенным критериям, когда мы можем сказать, что это обязательство выполнено или нет.
— Как заставить противоположную сторону все это сделать, ведь ощущаем давление лишь на нас, чтобы мы выполнили все политические условия?
— Только в сегодняшнем варианте с нашими партнерами по нормандскому формату, а также с Соединенными Штатами и другими странами. Вариантов нет, поскольку для противоположной стороны важен не Донбасс, а вся Украина.
«ПРИНЯТИЕ ФОРМУЛЫ «57 — 1» СТАНЕТ ПРЕЦЕДЕНТОМ»
— А что вы можете сказать по поводу наших ожиданий от председательства Германии в ОБСЕ, действительно ли немцы смогут воплотить в жизнь формулу «57 — 1», которая предусматривает тот момент, что к урегулированию конфликта не допускается сторона, прямо или косвенно причастная к нему, что как раз и имеет место в случае российской агрессии на Донбассе?
— С точки зрения консенсуса, это будет сложно. Но мы готовы разговаривать на эту тему, в частности в рамках согласования некоторых параметров усиления будущей миссии ОБСЕ. В действительности, принятие формулы «57 — 1» станет прецедентом, поскольку это сильно может изменить ОБСЕ. Нам это, конечно, будет на руку. Я хорошо отношусь к способности немцев продвигать ОБСЕ, но в целом скептически смотрю на идею изменить принципы этой международной безопасностной организации, которые базируются на консенсусном принятии решений.
КОММЕНТАРИЙ
Марьяна БЕЦА, спикер МИД Украины:
В рамках предоставленных законодательством полномочий МИД на регулярной основе осуществляет контроль над использованием дипломатических и служебных паспортов и в случаях несоблюдения законодательных требований принимает соответствующие меры реагирования.
Признание недействительными дипломатических и служебных паспортов осуществляется на основании положений о дипломатическом и служебном паспорте Украины, утвержденных Указом Президента Украины от 12.05.2015 года №264.
Основаниями для признания соответствующих типов паспортов недействительными являются:
- прекращение гражданства Украины;
- утеря или кража паспорта;
- потеря оснований для оформления и пользования паспортом (увольнение с занимаемой должности или смена места работы);
- невозврат паспорта на хранение в МИД в десятидневный срок с даты возвращения из служебной командировки;
- смерти лица, на имя которого был оформлен паспорт;
- выявление ошибки в информации, внесенной в паспорт;
- окончание срока действия паспорта;
- непригодность паспорта для дальнейшего использования.
Дипломатические или служебные паспорта лиц, перечень которых опубликован в СМИ, признаны недействительными в связи с установлением одного из указанных выше оснований недействительности паспортных документов, в частности невозврата паспорта на хранение в МИД.