22 марта вечером около британского парламента случился теракт, в результате которого погибли четыре человека, почти сорок человек были ранены. Нападающий в автомобиле наехал на толпу людей, которые прогуливались по Вестминстерскому мосту. Потом одетый в черное мужчина азиатской внешности в возрасте около 40 лет и вооруженный двумя ножами нанес смертельные ранения невооруженному полицейскому около здания парламента. Затем нападающего застрелили другие полицейские.
После этого здание парламента окружил спецназ лондонской полиции, на место события прибыли врачи и спасатели. Премьер-министра Терезу Мэй эвакуировали в ее резиденцию, а остальных депутатов сначала призывали не покидать здание, а затем организовано вывели из него. Вестминстер был закрыт в течение пяти часов.
После экстренного заседания правительственного комитета по чрезвычайным ситуациям COBRA премьер-министр Тереза Мэй назвала атаку «ужасным и отвратительным» нападением на сердце столицы, где собираются вместе люди всех национальностей, вероисповеданий и культур, где торжествуют свобода и демократия». Она выразила убеждение, что такие попытки нанести поражение ценностям Великобритании обречены на поражение. Кстати, вчера британский премьер отдала дань уважения погибшему полицейскому Кейту Пальмеру, назвав его настоящим героем.
ФОТО REUTERS
Пани Мэй также сообщила, что нападающий от роду является британским гражданином и был известным полиции и разведывательным службам. В заявлении в Палате представителей она также сказала, что несколько лет тому назад он проходил по делу о насильственном экстремизме, но был «периферийной фигурой». Вчера радикальная группировка «Исламское государство» заявило, что нападающий был «солдатом «Исламского государства».
Между тем в Скотленд-Ярде сообщили, что на протяжении ночи были осуществлены рейды по шести адресам, в ходе которых арестовано восемь лиц. «Мы по-прежнему считаем, и это подтверждается нашим расследованием, что нападающий действовал самостоятельно, попав под влияние международного терроризма», — сообщил исполняющий обязанности заместителя комиссара полиции и председатель антитеррористического подразделения Марк Роули. Он также заверил, что на данном этапе нет конкретной информации о продолжающейся опасности общественности.
Президент США Дональд Трамп был одним из первых мировых лидеров, который предложил поддержку британскому лидеру. «Сегодня разговаривал с премьер-министром Великобритании и выразил ей сожаление по поводу тератаки в Лондоне», — написал он на своей странице в Twitter.
«Мои мысли — с теми, кто пострадал от этого ужасного нападения в самом центре Лондона. НАТО объединен в борьбе против терроризма», написал в своем Twitter генсек НАТО Энс Столтенберг.
Лидеры западноевропейских стран, которые также пострадали от недавних терактов, заявили о солидарности с Британией после нападения в центре Лондона. В частности, по словам президента Франции Франсуа Олланда, французы понимают, что чувствуют в настоящий момент британцы. В Ницце 14 июля прошлого года во время празднования Дня взятия Бастилии грузовик наехал на толпу на набережной, в результате чего погибло 84 человека.
Немецкий канцлер Ангела Меркель — в декабре прошлого года подобный теракт состоялся в Берлине, когда грузовик врезался в толпу на рождественской ярмарке, — сказала, что мыслями поддерживает жителей Лондона и сочувствует британцам.
Нужно отметить, что в последний раз Лондон сталкивался с терактами почти 12 лет тому назад. В частности, 7 июля 2005 года в столице Великобритании произошли четыре скоординированных взрыва, совершенных террористами-смертниками. Тогда погибло 52 человека и почти 700 были ранены. А 21 июля того же года полиции удалось предотвратить теракты в метро и в автобусе.
Хотя вследствие позавчерашнего теракта и не было таких больших жертв, но симптоматическим является то, что он случился ровно через год после трагедии в Брюсселе, когда террористическая группировка взяла на себя ответственность за взрывы в брюссельском аэропорту и метрополитене, в результате которых погибло 35 мирных жителей и три боевика-смертника.
С другой стороны, очень интересными являются выводы британской прессы относительно теракта, который случился около стен Вестминстера. «После Ниццы, Берлина и Лондона нападения одиночек выглядят моделью для будущих терактов», — пишет Financial Times.
Между тем другое издание назвало нападение около парламента очередным примером терроризма нового типа — «низкотехнологического». По мнению этого британского издания, искоренить подобный «низкотехнологический терроризм» очень трудно, поскольку выследить злоумышленника предварительно в большинстве случаев не представляется возможным.
«Урок простой: любое лицо, которое имеет доступ к автомобилю, может использовать его для совершения террористического нападения. И помешать этому, в целом, практически никак нельзя. Спецслужбам следует выделять щедрое финансирование, чтобы отслеживать подозрительную активность настолько тщательным образом, насколько это возможно», — делится своим рецептом издание і.
The Guardian сообщила, что за последние три года британские спецслужбы раскрыли и ликвидировали 12 террористических заговоров, но позавчерашнюю 13-ю атаку не смогли предупредить. По мнению этого издания, в настоящий момент главный вопрос, на который должны дать ответ силовые структуры, находился ли раньше этот злоумышленник под наблюдением спецслужб.
«У МИ-5 нет ресурсов на то, чтобы установить наблюдение за всеми возможными подозреваемыми, потому ведомство часто стоит перед нелегким выбором и выделяет деньги на интенсивную слежку только за теми, кто представляет наибольшую угрозу безопасности общества», — объясняет The Guardian.
Чуть ли не самый простой рецепт борьбы с терактами предложила The Sun, которая считает, что власть должна подумать о существенном увеличении количества вооруженных полицейских патрулей на улицах британских городов, невзирая на то, что до сих пор такая идея не выглядела оправданной. «Однако мир изменился, — отмечает The Sun, — автоматы не сдержат нападения тех, кто готов в любом случае умереть. Но они, безусловно, помогут уменьшить нанесенный ими вред и спасти много человеческих жизней, как это случилось вчера (22 марта. — Авт.)».